В рамках экспертной дискуссии на тему основных направлений денежно-кредитной политики в 2018-2020 годах, состоявшейся в начале ноября в Высшей школе экономики (ВШЭ), эксперты пришли к выводу, что инфляция не является самой большой проблемой для российской экономики. Основные риски несут неопределенность экономической политики, сырьевая модель самой экономики, внешние санкции, высокие налоги и низкий уровень внутреннего спроса.
По словам участвовавшего в дискуссии директора департамента денежно-кредитной политики Центробанка Игоря Дмитриева, прогноз регулятора по уровню инфляции по итогам 2017 года остаётся прежним – на уровне 3%, однако уже скоро инфляция поднимется до 4% (этот уровень является основным ориентиром ЦБ, которого пытались достичь с 2014 года).
"Впереди возможен даже еще более трудный период поддержания инфляции вблизи цели. Как экономика будет подстраиваться, насколько быстро, насколько быстро будут адаптироваться инфляционные ожидания? Насколько эти процессы будут устойчивы вблизи этих 4%?" – выразил мнение Дмитриев.
Другие эксперты оптимизма ЦБ не разделили: по их мнению, есть большие сложности со снижением инфляционных ожиданий у населения и бизнеса. Кроме того, они интересовались, почему, если регулятор поборол инфляцию, ключевая ставка остаётся столь высокой – 8,25%. В ответ Дмитриев заявил, что главным риском ускорения инфляции Центробанк считает "резкое изменение сберегательной модели поведения населения на потребительскую". По его словам, инфляция вряд ли вырастет до 8%, но увеличиться до 5% вполне может.
Определённый риск, по мнению экспертов, несёт и сохранение сырьевой модели экономики, и переход к инвестиционной модели. "Но обсуждать риски инвестиционной модели даже бесполезно, так как нет инвестиций – ни внешних, ни внутренних", - подчеркнул бывший первый зампред ЦБ и экс-замглавы Минфина РФ, а ныне профессор НИУ ВШЭ Олег Вьюгин.
Ещё одной реальной опасностью эксперты сочли "пузырь" на рынке недвижимости, который может образоваться в результате снижения ключевой ставки и, как следствие, снижения ставки по ипотеке. Снять риск появления такого "пузыря" может только растущая экономика, полагает Вьюгин.
По словам директора Института стратегического анализа ФБК Грант Торнтон Игоря Николаева, сама по себе высокая инфляция никогда не была основной проблемой для бизнеса. "Куда хуже ситуация неопределенности экономической ситуации, высокое налогообложение и низкий внутренний спрос", - считает он. Неопределённость, по его словам, подпитывает существенный разрыв между уровнем инфляции и ключевой ставкой ЦБ, который также несёт риск для курса рубля. Как ранее отмечали специалисты РАНХиГС, рубль укрепился в результате повышения мировых цен на нефть, а не благодаря политике ЦБ.