Сегодня в Саратовской областной думе состоялось заседание комитета по аграрной политике. Перед депутатами выступил председатель комитета охотничьего хозяйства Игорь Потапов. Чиновник рассказал собравшимся о проблеме загрязнения Волги растительностью. По его словам, в результате «снижается рыбопродуктивность реки, изменяется видовой состав рыбы, снижается коммерческая ценность биоресурсов». Кроме того, в воде остается значительный резерв кормов, который никак не используется. Все это свидетельствует о старении экосистемы.
Для решения проблемы необходимо проводить регулярную рыбохозяйственную мелиорацию, продолжил Потапов. По его словам, есть механические способы — долгие и трудоемкие. Так, можно выкашивать и убирать камыш или прокапывать новые протоки. Но это поможет только на несколько лет и потребует значительных затрат.
По словам министра, наиболее эффективным способом решения проблемы является биологическая мелиорация — в реку запускают рыб, которые уничтожают лишнюю растительность. В Саратовской области к таковым могут отнести белого амура и толстолобика. Однако выращивать мальков нужно будет в промышленных условиях, поскольку в природе достаточного количества икры не получить. Глава комитета заметил, что ежегодно требуется выпускать в Волгу не менее 27 млн мальков. «Нам нужно не говорить, а уже кричать о включении региона в федеральную программу оздоровления Волги», — констатировал он. По данным чиновника, за 2012–2018 годы в реку выпустили 1,194 млн мальков стерляди, 10,259 млн мальков сазана и только 2,06 тысячи мальков растительноядных рыб. «Это мизер. Нам надо максимально зарыбить водохранилище», — подчеркнул он.
Депутат Зинаида Самсонова («Справедливая Россия») поинтересовалась, сколько денег потребуется на эти цели. Отвечая ей, директор саратовского отделения ГОСНИОРХ Владимир Шашуловский назвал сумму — не менее 100 млн рублей в год. «Наше водохранилище — это сточная яма. Все, что сливается сверху, приходит к нам. Все проблемы Волги наиболее остро проявляются здесь», — заметил эксперт. Он напомнил, что ежегодное зарастание Волги составляет 1,5%. «Рыба там не живет, не нерестится. Когда зимой растительность отмирает, мы получаем заморы, рыба гибнет. Проблема колоссальная», — пояснил специалист. При этом он заметил, что большое количество растений играют роль биофильтра, который задерживает тяжелые металлы. «Таким образом экосистема Волги пытается самосохраниться», — объяснил Шашуловский.
Выступающий заверил, что предложенная система биологической мелиорации — это «не построение каких-то Нью-Васюков». «У нас сохранились предприятия с маточными стадами растительноядных рыб. Есть питомники, которые могут вырастить достаточное количество молоди. Чтобы запустить процесс нужна политическая воля, чтобы включить в программу не только построение очистных сооружений, но и биологическую мелиорацию», — пояснил директор отделения и добавил, что в этом случае цена рыбы для населения снизится.
Депутат Александр Нараевский (КПРФ) предложил в качестве дополнительной меры на пару лет запретить вылов растительноядных рыб в Волгоградском водохранилище. Но Владимир Шашуловский объяснил, что это не поможет, поскольку в этом случае просто повысится смертность среди рыб.
Депутат Сергей Харьков («Единая Россия») предложил параллельно разработать региональную программу по выпуску растительноядных рыб в малые реки региона. Зампред правительства Алексей Стрельников в свою очередь заметил, что на федеральном уровне хотят включить в профильную программу деньги на механическую расчистку Волги. Планируется, что в апреле будет рассмотрено предложение региона о биологической мелиорации.