Фальсификат или "экономия": эксперты рассказали, как производители молока, творога и сливочного масла обманывают покупателей

Фальсификат или экономия: эксперты рассказали, как производители молока, творога и сливочного масла обманывают покупателей
© foodinformer.ru

Россияне, согласно данным Минсельхоза, съедают около 240 кг молочных продуктов на человека в год. Однако далеко не вся эта продукция является качественной. Опрошенные ТАСС эксперты рассказали, как именно производители молочных продуктов обманывают покупателей и на что следует обращать внимание, чтобы не купить некачественный продукт.

Результаты масштабной проверки молочной продукции, проведённой совместно Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Роскачеством, показали, что нормам не соответствуют 20% образцов питьевого молока, 35% сливочного масла и 60% творога. При этом зампред комитета по развитию предпринимательства в АПК Московской торгово-промышленной палаты и гендиректор "Petrova Five Consulting" Марина Петрова призвала разграничить понятия фальсификата и введения покупателей в заблуждение.

Фальсификат – это продукция, которую выдают за молочную, хотя она таковой не является. Например, на упаковке написано "Сыр натуральный", а в составе его содержатся растительные жиры. При введении покупателя в заблуждение состав на этикетке указывается "правильный", но он не соответствует реальному.

Один из самых распространённых способов обмана покупателей, по словам экспертов, использование растительных жиров. Качественная молочная продукция должна производиться из молочных жиров, однако растительные (пальмовое масло и другие заменители) в 5-6 раз дешевле. Из относительно новых способов – замена молочного жира говяжьим. Выявить это крайне сложно, поскольку он тоже животного происхождения.

По закону производители могут выпускать продукцию по собственным техническим условиям (ТУ). Это засекреченные рецепты, в которых компании сами устанавливают возможные отклонения от ГОСТов. Все ТУ должны соответствовать требованиям по безопасности продукции, однако в итоге они стали инструментом снижения себестоимости. Например, ТУ позволяют делать существенные отклонения по массе товара. На пачке может быть заявлено 300 г продукции, а покупатель без веса упаковки получит только 250 г.

Используют производители для снижения себестоимости и так называемое ускорение технологических процессов. В частности, сыр "Российский" по ГОСТу должен созревать 60 дней, но многие производители дают ему вызреть всего месяц. Таким образом, на прилавках оказывается недозревший сыр, что отрицательно сказывается на его вкусе, запахе и консистенции.

Популярны и "игры" с маркировкой молочной продукции. Например, на пачке крупными буквами написано "Крестьянское" – и покупатель уверен, что приобретает именно масло, хотя в составе мелким шрифтом указано, что это растительный спред. Формально придраться не к чему, поскольку слова "масло" на упаковке нет.

А вот практика добавления в молочную продукцию мела, гипса, извести и соды сейчас ушла в прошлое.

Даже "правильная" этикетка и положительное заключение проверяющих не гарантирует того, что на прилавке качественный товар. Выявить фальсификат, не отправляя продукцию в лабораторию, очень сложно. Однако покупателям лучше всего ориентироваться на несколько критериев. Во-первых, это срок годности: свежесть – один из главных показателей качества. Во-вторых, условия хранения: молочные продукты и при транспортировке, и в магазине, и дома должны храниться при температуре от 2 до 4 градусов.

В-третьих, на упаковке должно быть крупно написано – "молоко", "творог", "йогурт", "масло" – в противном случае это может быть творожный или сметанный продукт с растительным жиром. Если йогурт сделан с ароматизатором, на упаковке должна быть надпись "со вкусом клубники", а не "с клубникой".

Необходимо обращать внимание на состав продукта, указанный на упаковке. В сыре или сливочном масле не допускается присутствие растительных жиров. На упаковке должна быть указана и полная информация о производителе. Если этих сведений нет или они не полные, а также не указан состав и жирность продукта, это должно насторожить покупателя.

Источник: ТАСС