Главным источником информации для россиян остается телевидение

Абсолютное большинство россиян (90%) получает информацию о событиях в стране и мире, просматривая новости по телевидению, а для 55% телевизор является единственным источником информации. При этом за последние два года увеличилась аудитория государственных каналов: на "Первом" и "России 1" новостные передачи смотрят 82% и 71% россиян соответственно, в 2012 году их было 71% и 64%. Интернет-издания просматривают 24% респондентов опроса, проведенного "Левада-Центром". Единственным источником информации сетевые СМИ являются для 7% опрошенных. Столько же (24%) предпочитают узнавать новости от друзей, родных и соседей. Газеты читают только 19% опрошенных, радио слушают 18%, социальные сети приносят известия 15% респондентов.

Респондентов исследователи условно разделили на 4 группы. К категории "телезрителей" (55%) относятся в основном жители малых городов, "преимущественно старшего возраста и не слишком обеспеченные", уточняют авторы исследования. "Старая гвардия" (около 20%) - те, кто изучает несколько источников, чаще всего это традиционные СМИ: телевидение, газеты и радио. Это также люди более старшего возраста, но чуть более обеспеченные и образованные. При этом за пять лет доля читающих газеты и слушающих радио значительно уменьшилась:  37% до 19% и с 41% до 18% соответственно. "Сарафанное радио" (17%) - те, кто использует в качестве основного источника информации, помимо телевидения, друзей, знакомых и родных. "Больше половины этой группы составляют молодые люди, более образованные и обеспеченные. Представители этой группы скорее нацелены на общение и развлечение, новости интересуют их в меньшей степени", - поясняют ученые. Последняя и самая малочисленная группа — "самые информированные" (7%). Представители этой категории, хорошо обеспеченные люди зрелого возраста, жители крупных городов, используют все источники информации о происходящем.

В доверии к источникам лидирует опять-таки телевидение: увиденному верит ровно половина респондентов. Друзьям как источнику информации верит только каждый пятый, найденному в интернете — 19%, газетам и радио — 14% и 13% соответственно. Социальным сетям доверяют 9% респондентов, а 4% не верит вообще никому. Объективной подачу информации на центральных каналах ("Первый", "Россия 1", "НТВ" и других) считают 25% опрошенных, 50% оценивают подачу материала как "не вполне объективную", чуть меньше 20% уверенны в ее необъективности.

Российская интернет-аудитория быстро растет. На сегодняшний день никогда не пользовались интернетом около 32% россиян. Активных и регулярных пользователей, которые заходят в сеть ежедневно — 42%,  несколько раз в неделю — 15%, примерно раз в неделю — 5%. Тех, кто пользуется интернетом раз в месяц и реже — 1% и 2% соответственно. Основными целями блуждания в сети для большинства (46%) являются поиск информации и общение, для 30% - развлечения. Чтобы следить за новостями, страницы просматривают 34% россиян. По 26% и 24% включают модемы, чтобы посмотреть фильмы или послушать музыку, 15% ищут книги для чтения. "Чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом", ресурсы всемирной паутины используют 20% россиян.

"В России довольно широко распространено мнение о том, что интернет – как источник свободной информации – является значимой альтернативой телевидению, "телезрители" поддерживают власть, а "интернет-пользователи" – оппозицию. Приведенные данные не подтверждают эту гипотезу", - пишут исследователи. "Использование интернета как источника информации повышает осведомленность о конкретных событиях: такие респонденты реже затрудняются определить свое отношение к тому или иному вопросу. Среди них больше тех, кто интересуется политикой. Однако это практически никак не сказывается на политических предпочтениях и на поддержке кандидатов на выборах", - уточняют они. Влияние интернет-ресурсов в России, по мнению авторов исследования, на сегодняшний день незначительно. "Российское телевидение – и прежде всего три государственных канала – обладает на сегодняшний день практически безраздельной монополией на формирование общественно-политической повестки внутри страны. Любые другие источники информации, в том числе в интернете, имеют несоизмеримо меньшие аудитории. Качественные, аналитические СМИ, считающиеся независимыми, даже в интернете заметно уступают государственным аналогам по числу читателей, слушателей и зрителей", - подытоживают ученые.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции