Отремонтированный волонтёрами дом, в котором проживал известный советский скульптор Александр Кибальников, не будет включён в реестр объектов культурного наследия (ОКН). Такой приговор был вынесен постройке на научно-методическом совете при комитете культурного наследия Саратовской области под председательством министра Владимира Мухина. Напомним, заседание совета состоялось ещё 9 марта, однако его протокол был вывешен чиновниками намного позже.
Речь идёт о двухэтажном здании, расположенном в Саратове по адресу: Бабушкин взвоз, 12. Этот объект в 2019 году своими силами восстанавливали волонтеры в рамках фестиваля «Том Сойер Фест Саратов». По словам общественников, мэрия изначально не противилась проведению работ, чиновники даже помогали с вывозом мусора. Однако как только восстановление было завершено, осенью 2020 года глава Саратова (на тот момент им был нынешний спикер облдумы Михаил Исаев) подписал документ о сносе дома, как признанного аварийным.
Такое решение повергло в шок волонтёров. За постройку заступились члены Градозащитного совета при Саратовской областной думе. А общественник Александр Ермишин, который сам принимал активное участие в восстановлении здания, обратился за помощью в Министерство культуры РФ.
Тогда он отметил, что строение является значимым объектом исторической среды. Оно известно тем, что в период с 1932 по 1951 годы в нём жил знаменитый советский скульптор, народный художник СССР и РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Кибальников. Он, в частности, является автором памятников Николаю Чернышевскому, Константину Федину, Александру Радищеву и Владимиру Ленину (на Театральной площади).
Мэр Саратова отреагировал на критику, пообещав, что для постройки на Бабушкином взвозе, 12 будет сделано «исключение».
«Два года активисты движения „Том Сойер Фест“ следят за его состоянием, проводят косметический ремонт фасада, но, надо признать, что жить в нем небезопасно, это мнение экспертов. В этой ситуации муниципалитет готов после расселения жителей рассмотреть возможность перевода здания в нежилое и передачи его активистам в пользование», — заявил Михаил Исаев в ноябре 2020 года.
Тем не менее, судьба здания так и осталась неопределённой. В августе прошлого года Александр Ермишин в очередной раз поднял вопрос, обратившись к главе региона в ходе прямой линии.
«На фоне финансовоёмких проектов по благоустройству и воссозданию утраченных архитектурных объектов демонстрируется пренебрежение не только к настоящей исторической среде, но и к бескорыстному труду людей. Предлагаю рассмотреть вопрос о сохранении Дома Кибальникова, организовав в нем музей скульптора, либо включить его в программу „Дом за рубль“, чтобы инвесторы, умеющие бережно работать с исторической средой, вдохнули жизнь в здание», — отмечал общественник.
И вот, весной 2023 года появилась надежда на то, что здание всё же признают объектом культурного наследия, что защитит его от сноса. На научно-методическом совете при комитете культурного наследия рассмотрели «заявление от физического лица» по этому поводу. Известно, что заявителем были представлены семейные фотографии, а также некие копии документов, которые рассматривали эксперты.
В итоге совет пришёл к выводу о «противоречивых сведениях и отсутствии архитектурной и градостроительной ценности объекта». По мнению экспертов, «степень его сохранности в историческом виде низкая». Кроме того было отмечено отсутствие мемориальной квартиры, которая связана с жизнью и деятельностью скульптора Кибальникова. Также, судя по всему, заседавшие остались не уверены в подлинности предоставленной им информации и её исторической достоверности.
«Решили: признать объект не обладающим признаками архитектурной и градостроительной ценности», — говорится в документе, за подписью председателя комитета культурного наследия Владимира Мухина. То есть, путь в реестр ОКН для этого здания теперь закрыт.
Здесь же предлагается «рассмотреть вопрос об исторической ценности объекта на следующем методическом совете».
Мы попросили общественного деятеля Александра Ермишина прокомментировать такое решение. Он отметил, что в здании на Бабушкином взвозе, 12 волонтёрами были проведены работы по докомпоновке кирпичной кладки фасада, укреплению фундамента, замены обшивки и кровли деревянной пристройки. Также планировалось восстановить утраченные гипсовые элементы фасада. Работы не удалось завершить в 2020 году по причине начавшейся пандемии.
«Однако за это время по заказу администрации города иногородняя организация, экспертов которой никто из жильцов не видел, странным образом дала заключение об аварийности дома, тем самым приговорив его к сносу. Дом не имеет статуса ОКН, поэтому с точки зрения закона снести дом ничто не мешает. А уважения к бескорыстному труду волонтеров и желания сохранять историческую среду города у администрации, я считаю, как не было, так и нет. При минимальном желании можно было бы найти массу способов сохранить и вдохнуть новую жизнь в объект, но муниципалитет предпочел цинично ударить по рукам волонтерам, которые любят наш город не на словах, а на деле.
По сути дела, единственный законный способ, который обязал бы администрацию города отказаться от идеи снести здание, это придание ему статуса ОКН, тем более что для этого есть основание — в нем проживал знаменитый скульптор. Это защитило бы его от принудительного сноса, но усложнило бы работы по его сохранению, в частности исключив возможность для участия волонтеров в этом процессе. Однако, как мы видим, комитет по охране объектов культурного наследия отказался включить дом Кибальникова в списки выявленных объектов, тем самым дав зеленый свет для его сноса.
Декларируя заботу об архитектурно-историческом наследии Саратова, говоря о задаче сохранения его культурной идентичности и туристической привлекательности, муниципалитет на деле предпочитает идти по примитивным рельсам: декларирование аварийности — отселение — снос — «новодел». Историческому зданию на пресловутом «пешеходном кольце», в котором мог бы разместиться музей Кибальникова как точка притяжения для туристов, либо иное общественное или культурное пространство для жителей нашего города готовят типичную для Саратова судьбу груды битого кирпича. Я уж не говорю о колоссальном ущербе, который нанесен этой ситуацией волонтерскому движению в городе.
Для меня совершенно очевидно, что задача сохранения исторической и культурной идентичности нашего любимого города (не отдельных «выставочных» объектов, а города, как такового) требует как изменений в профильном законодательстве, так и прихода в руководство города людей с иным, если хотите, менталитетом и целеполаганием», — отметил Ермишин в своём комментарии.
Мы продолжим следить за развитием событий.