Микрофинансовые организации нашли способ обойти один из главных запретов закона о коллекторах - не беспокоить должников в ночное время. Теперь по ночам они делают рекламные рассылки с информацией о новых продуктах, дополняя их требованием погасить долги.
Как сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на пресс-службу Центробанка, нарушение требования о запрете беспокоить должников по ночам носит массовый характер. В январе и феврале регулятор получил более 800 подобных жалоб, а за весь 2016 год их количество составило около 5 тысяч.
ЦБ уже привлек к ответственности за такую деятельность крупнейшую микрофинансовую организацию "Домашние деньги". Сейчас компания пытается оспорить решение регулятора в суде, утверждая, что рассылки осуществлялись "не с целью взыскания задолженности, а с целью предложения новых продуктов".
Опрошенные изданием эксперты отметили, что федеральными законами о рекламе и о связи не установлено каких-либо ограничений по времени для рекламных SMS-рассылок. Кроме того, если клиент, получая кредит в микрофинансовой организации, даёт согласие на получение таких рассылок, формально нарушения закона нет. Как отметил управляющий партнер АБ "Дмитрий Матвеев и партнеры" Дмитрий Матвеев, суть "ночного взаимодействия" микрофинансовых организаций с клиентом может установить суд, который "без труда" определит, действительно ли сообщение было рекламным или содержало информацию о взыскании задолженности.
Напомним, с 1 января 2017 года в России вступил в силу закон о коллекторах, который серьёзно ограничил взыскателей в методах работы. В частности, коллектор может лично встречаться с должником не чаще раза в неделю, а звонить — максимум восемь раз в месяц, но в неделю сделать это можно только дважды, а в день — один раз. В будние дни разрешено звонить с 8 до 22 часов, а в выходные — с 9 до 20 часов. За нарушение запрета коллектор может быть оштрафован на сумму до 200 тыс. рублей. Рекламные SMS-рассылки законом никак не регламентируются.