Кто должен убирать ветки, куда вывозить строительный мусор, как утилизировать шины: директор саратовского регоператора ответил на самые актуальные вопросы

Кто должен убирать ветки, куда вывозить строительный мусор, как утилизировать шины: директор саратовского регоператора ответил на самые актуальные вопросы
Михаил Андреев / © АО «Ситиматик»

В редакцию ИА «Версия-Саратов» регулярно поступают обращения и жалобы жителей на свалки и якобы некачественный вывоз мусора со стороны
регионального оператора. Для горожан, которые ежедневно выносят отходы в контейнеры, стоящие на улицах городов, система обращения с отходами различных видов и классов не всегда известна и понятна. Мы решили задать самые острые и наиболее часто задаваемые вопросы от саратовцев директору саратовского филиала АО «Ситиматик» Михаилу Андрееву.

— Ежегодно с наступлением весны актуализируется проблема захламленности контейнерных площадок. Люди жалуются, что регоператор вывозит не весь мусор, который выбросили. Почему так происходит?

— Весной и осенью наши мусоровывозящие компании чаще сталкиваются с «непрофильными» видами отходов, которые попадают на площадки для твердых коммунальных отходов. Например, мешки со строительными отходами, опилы деревьев, шины и т. д. Эти виды отходов по федеральному законодательству не относятся к твердым коммунальным отходам, с которыми работает региональный оператор, поэтому возникают сложности с их вывозом. Контейнерная площадка — это витрина реформы отрасли. По ее состоянию и внешнему виду делаются выводы об успешности реализации реформы и качестве оказания услуги.

Весной и осенью выявляется больше нарушений, касающихся внешнего вида контейнерных площадок. Чтобы места накопления отходов достойно выглядели, надо знать и соблюдать правила складирования отходов: что можно, а что нельзя выбрасывать в контейнеры для ТКО. Например, мешки с «мокрым» мусором из кухни и среднегабаритные отходы можно и нужно оставлять в таких контейнерах.

Что касается крупногабаритных отходов, то с 9 февраля 2022 года вступил в силу приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области «Об
утверждении порядка накопления ТКО». Им установлено, что собственники крупногабаритных отходов должны складировать их в специальных бункерах-накопителях или отсеке контейнерной площадки. Складирование рядом с контейнерами, в особенности на тротуарах, проезжей части или зеленой зоне, а также в сами контейнеры для ТКО не допускается. Древесные опилы и растительные отходы могут быть оставлены только в специально отведенных органами местного самоуправления местах, никак не на контейнерных площадках для ТКО.

Строительный мусор, шины, лампы, аккумуляторы и другие опасные отходы вообще ни в ком случае нельзя оставлять на контейнерных площадках.

—  Что же делать с обрезанными ветками? Кто должен их
вывозить, почему их нельзя складировать в контейнеры для
мусора?

— Мелкие и нетолстые ветки, которые очень часто оказываются в контейнерах для ТКО, занимают очень много места и не позволяют складировать коммунальные отходы. Из-за этого контейнеры быстро переполняются, а при погрузке в мусоровоз ветки могут повредить прессующий ТКО механизм мусоровоза. Крупные ветки нередко оставляют рядом с площадкой, из него вырастают целые горы растительного мусора, в которые несознательные горожане начинают кидать пакеты с кухонным мусором. Как результат — отходы начинают смешиваться, образуются свалки. Бывали ситуации, когда из-за навалов веток и пакетов с листвой к контейнерам не мог подъехать мусоровоз. Такие ситуации характерны для площадок, расположенных рядом с многоквартирными домами, это однозначно негативно влияет на качество оказания услуги и график вывоза отходов. 

Мы руководствуемся основным отраслевым федеральным законом «Об отходах производства и потребления», который не относит растительные отходы к твердым коммунальным. С осени 2020 года по инициативе и при участии теперь уже врио губернатора Романа Бусаргина была достигнута договоренность между правительством области и АО «Ситиматик» о вывозе нашими подрядчиками растительных отходов с площадок частного сектора в шести крупнейших городах Саратовской области: Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Вольск и Пугачев. Выполняя договоренности, совместно с местными администрациями был сформирован перечень контейнерных площадок разграничением зоны ответственности.

С тех площадок, которые отнесены к нашей зоне, мусоровывозящие компании регулярно вывозят все ветки и листву. Для этого в составе подвижного
парка увеличено количество ломовозов для погрузки растительных отходов. В дни проведения субботников и пикового образования этого вида отходов спецтехника работала практически круглосуточно.

Что касается площадок общего пользования, расположенных около многоквартирных домов, то вывоз растительных отходов там возложен на управляющие компании и частично на муниципальный службы благоустройства. Если же обратиться к федеральному законодательству, то там прямо указано, что растительные отходы должны быть вывезены теми, кто их произвел. То есть, если это управляющая компания работала с зелеными насаждениями, то она, если какая-то организация или предприятие, то это их обязанность. К сожалению, эти требования законодательства сейчас выполняются крайне редко, и мы наблюдаем картины, когда с придомовых территорий люди несут растительные отходы в контейнеры для ТКО.

Существует возможность самостоятельно утилизировать ветки, чтобы не захламлять контейнерную площадку. Например, с помощью бытовых дробильных установок. Они специально предназначены для использования в обиходе и работают от обычной розетки. Такая дробилка может принести пользу не только владельцу, но и всей улице, снабдив вас и соседей ценными древесными продуктами переработки.

— А что делать со строительным мусором?

Строительный мусор выбрасывают на контейнерные площадки для ТКО круглый год, но с наступлением теплого времени года его количество значительно возрастает. В основном за счет недобросовестных предпринимателей, которые дают объявления о вывозе этого вида отходов. Тот, кто их произвел, не спрашивает же у перевозчика, куда тот их увезет. А в 90% случаев он их везет на площадки общего пользования или вовсе выгружает в поле или лесополосе.

Жители регулярно присылают нам видео с выгрузкой строительных отходов в неположенных местах или даже в контейнеры для ТКО. Мы эти материалы направляем в органы местного самоуправления и министерство природных ресурсов и экологии области для привлечения нарушителей к ответственности. Пока штрафы значительно ниже доходов предпринимателей от их противоправных действий, что не способствует их прекращению. Но мы надеемся, что в ближайшее время ответственность будет ужесточена, и предпринимателям будет просто невыгодно этим заниматься.

Что касается оказавшихся непосредственно в контейнерах строительных отходов — кирпичей, кусков штукатурки и пр., то поломка механизмов мусоровоза от них значительно серьезнее, чем от веток. Поэтому мы не устаем обращаться к тем, кто занимается ремонтом и транспортировкой строительных отходов с просьбой ответственно отнестись к вопросу их утилизации и не создавать сложности окружающим своими действиями. Строительные отходы сейчас принимаются на всех лицензированных полигонах и стоимость их приема незначительна.

— Еще одна осенне-весенняя проблема — это шины. Вы уже
говорили, что на контейнерной площадке их тоже оставлять
нельзя, а как же быть?

Проблема утилизации автомобильных шин действительно тоже стоит особенно остро весной и осенью, когда люди «переобувают» машину. Как правило, старые покрышки выкидывают, где попало, в лучшем для экологии случае — оставляют около мусорных баков. И это незаконно. Автолюбитель обязан самостоятельно утилизировать отработанные шины. За безответственный выброс покрышек законом предусмотрен штраф, это — административное правонарушение.

Отслужившие свой век и выброшенные покрышки представляют собой соединения, обладающие высоким уровнем токсичности, они относятся к 3-му классу опасности, это совсем не ТКО. Шины разлагаются в земле более ста лет, при этом происходит загрязнение почвы. Отходы шин, покрышек и камер должны передаваться тем юридическим лицам и предпринимателям, которые обеспечат их последующую передачу переработчикам.Это могут быть специализированные магазины, пункты приема, шиномонтажки, мастерские и т. д.

В Саратове есть несколько точек, куда можно совершенно бесплатно сдать шины на утилизацию. Некоторые организации готовы сами приехать за ними, если у вас их не одна-две штуки. Уточнить, куда можно сдать покрышки, можно просто сделав соответствующий запрос в поисковике.

В целом, правила складирования отходов совсем не сложные, их соблюдение не требует больших усилий от человека, но принесет много пользы для экологии. Каждый из нас может не способствовать образованию свалок, просто выбрасывая отходы в соответствии с перечисленными выше требованиями законодательства.

Источник: пресс-служба АО «Ситиматик»