«Мина замедленного действия»: эксперт-экономист спрогнозировал будущее городских перевозок в Саратове

«Мина замедленного действия»: эксперт-экономист спрогнозировал будущее городских перевозок в Саратове
© ИА «Версия-Саратов»

Эксперт регионального агентства стратегических инициатив, экс-начальник отдела экономики и инвестиций, отдела инноваций, аналитического отдела региональной ТПП Александр Влащевский отреагировал на публикации ИА «Версия-Саратов» о ситуации с пассажирскими перевозками в областном центре. Он прислал в редакцию ИА «Версия-Саратов» письмо, в котором прокомментировал положение дел с конкурсом перевозчиков. Приводим выдержки из письма эксперта ниже.

«В конце декабря 2020-го года стало известно об отмене протоколов рассмотрения заявок, поданных на конкурс перевозчиков в Саратове. Конкурсная комиссия должна заново рассмотреть заявки участников по 16 лотам из объявленных ранее 17. После внимательного изучения конкурсной документации от 20 октября 2020 года мне стало понятно, что отбор победителей проводится по методике, содержащей грубые ошибки. Это мина замедленного действия под любым победителем конкурса. Результаты конкурса, итоги которого подведены по методике, содержащей методологические ошибки, могут быть априори оспорены.

Самая существенная ошибка при оценке итоговых баллов заявок участников — когда из баллов участника, полученных по результатам качественной оценки показателей К1,К2,К3 (опыт перевозчика, возраст, характеристики автотранспорта) вычитается не балльная оценка показателя К4 (что было бы верно), а количественная оценка показателя К4, то есть просто процент аварийности. Это все равно, что вычитать килограммы из километров. Ошибка перекочевала из постановления администрации Саратова № 2502, принятого 8 ноября 2018 года. В этой методике а-ля Хармс значимость аварийности стремится к нулю», — считает эксперт.

Он также полагает, что «шкала для оценки критериев в открытом конкурсе перевозчиков не соответствует шкале, приведенной в постановлении администрации Саратова № 2502».

«Одна из характеристик, указанных в конкурсной документации, заслуживает особого внимания — наличие устройства для открывания и закрывания сдвижной двери автобуса (электрический или пневматический привод). Это, несомненно, инновационное требование к автобусам. Возникло оно, правда, где-то в середине 20-го века. Это инновация в пассажирском транспорте по сравнению с трамваем „Яша“, установленным на Волжской. Включить в перечень необходимых характеристик автобусов наличие датчиков ГЛОНАСС (цена которых сегодня — 3-4 тысячи рублей) почему-то забыли», — написал Влащевский.

«Главное, что радикально помешало развитию общественного транспорта в Саратове — его монополизация и изъятие из отрасли большей части средств, заработанных за последние десять лет.

Использование на маршрутах пассажирских перевозок автобусов, принадлежащих многочисленным ИП, привело к выведению средств из отрасли.

Эти ИП непрозрачны, мэрии невозможно мониторить наличие активов, стимулировать инвестиционную деятельность. На инвестиции в новый автотранспорт могло пойти не менее 1 млрд рублей собственных средств перевозчиков, заработанных в течение 10 лет. Это существенное обновление парка при стоимости одного большого автобуса порядка 10 млн рублей. Сейчас эти средства безвозвратно потеряны для развития отрасли, нынешние перевозчики практически не имеют активов», — добавил он.

Кроме того, Влащевский заявил, что в образце договора с победителями конкурсов «отсутствует ключевой пункт, присутствующий в подобных договорах в других регионах, например, в Оренбургской области — требование использовать для перевозки пассажиров на маршруте транспорт, марки которого указаны приложении к договору».

«Еще правильнее — использовать автобусы, характеристики которых не хуже заявленных на конкурс. Отсутствие такой фразы позволяет победителям конкурса перевозить пассажиров хоть на автобусах ЗИС выпуска 1946 года», — пояснил Влащевский.

Он прогнозирует, что в будущем «пассажирские перевозки перейдут в руки федеральных игроков, имеющих необходимые ресурсы». «Пассажирские перевозки, в основном, переведены на нерегулируемые тарифы вследствие выстроенных ранее коррупционных схем. Регулируемые тарифы — это мощный инструмент управления в умелых и чистых руках, в ряде регионов он эффективно используется, например в Перми. Нерадивые перевозчики, не обеспечивающие требуемых показателей качества перевозок (безопасность, регулярность, доступность транспорта в отдаленных районах, доступность в ранние и поздние часы и так далее), получали компенсации с понижающим коэффициентом. В Саратове такие показатели качества вообще не вводились», — сообщил Влащевский.