105 лет назад, 1 мая 1913 года, в Саратове в первомайской забастовке участвовали рабочие семи предприятий и нескольких типографий, более 1200 человек. Годом ранее, 1 мая 1912-го, бастовал персонал семи заводов, мебельной фабрики и ряда типографий. За 5 лет до этого, в конце апреля 1907-го, местная молодежь устроила демонстрацию прямо на Волге. Участники соединили на воде около двухсот (!) лодок и распевали революционные песни. Для разгона этого "флешмоба", как его назвали бы сегодня, власти были вынуждены отправить пароход. Спросите сейчас людей на улицах Саратова — как связаны эти события 100-летней давности с тем, что в первых числах мая вся страна отправляется на несколько дней отдыхать? Не уверен, что многие смогут внятно ответить на этот вопрос.
Историю в нашей стране в последние годы активно и жестко используют в идеологических целях. Манипуляции с ней увлекательны. А в случае с плохо образованными людьми еще и эффективны. Но в долгосрочной перспективе эти игры могут закончиться лишь поражением.
Ловушки истории
У граждан в последние годы (особенно до начала кризиса) возник мощный спрос на ностальгию по СССР и идею "советского ренессанса". Власть предприняла очевидные усилия, чтобы этот спрос удовлетворить. Но в этом месте ее ожидала засада, поскольку в бывшем Союзе подход к истории был весьма своеобразным. В радикальном варианте до 1917 года нормальной истории, мол, и не существовало вовсе. А было лишь бесконечное угнетение крестьян и пролетариата всякими кровопийцами под руководством императоров и дворянства. И лишь с установлением советской власти нормальная история (во всех смыслах) наконец-то началась.
Для нынешних идеологов это неприятная ловушка. Ведь если открыто симпатизировать советскому подходу, то невозможно игнорировать идею борьбы, тему запрещаемых царской властью и "полицаями" забастовок и митингов и, в конечном итоге, революции. Необходимость борьбы людей за свои права и свободы была одним из столпов официальной советской идеологии. Попробуй-ка продвинь эти идеи теперь... Не лучшее время.
Первомайская демонстрация. Саратов. 2015 год
1 мая 1907 года в Саратове "в связи с празднованием дня международной солидарности не работали все заводы, железнодорожные мастерские, мельницы, большинство ремесленных мастерских. Рабочие собрались на Зеленом острове и, разбившись на группы, вели беседы о деятельности Государственной думы и об отношении к ней пролетариата, об оценке текущего момента", - написано в книге про Саратов "Твои четыре века, город". Забавно читать такое из нашего "светлого будущего"? Или немного страшновато?
Многие уже забыли (а то и не знали) историю возникновения первомайских праздников в нашей стране. Власть ее теперь тоже предпочитает особо не педалировать. Потому что, во-первых, придется вспомнить о том, что основа этого праздника - многочисленные акции протеста и забастовки. Во-вторых, праздник пришел к нам через Европу из Америки. А с США у нас сейчас все тревожно и печально. И если рассказать некоторым категориям граждан, что они теперь в первых числах мая традиционно долго отдыхают, потому что в конце 19 века в Чикаго бастовали рабочие, то у некоторых просто взрыв мозга может приключиться.
В позиции страуса
В прошлом году исполнилось 100 лет, как в России произошли Февральская и Октябрьская революции — грандиозные события в судьбе страны, имевшие огромное влияние на ход мировой истории.
Как эти юбилеи были отрефлексированы нашим обществом? Если не принимать во внимание эпизодические статьи кое-где и пару вышедших книг, ответ очевиден: никак. Политические партии, власти всех уровней и общественность настолько демонстративно продинамили эту важнейшую тему, что стало понятно: они вообще не понимают, как с этим быть, и что по этому поводу транслировать населению.
Ровно то же самое случилось и по поводу такой темы как "гайдаровские реформы" 1992 года. Новый русский капитализм даже в своем нынешнем государственном виде в тех местах, где еще есть конкуренция, вполне эффективен. Но все почему-то дружно тупят взор, не желая вспоминать, что сегодняшнее изобилие было бы невозможно без реформ 90-х. По той простой причине, что перехода от государственной плановой экономики к рыночной по щелчку пальцев не бывает. А вот каким он получился, этот переход - например, здесь, в Саратове, - это важный и очень сложный разговор. Но вспомнить о том, что тогда произошло, в чем выражалось, к каким последствиям привело и, что самое важное, как это все выглядит теперь, из нашего времени, ни у кого желания не возникло.
Первомайская демонстрация. Саратов. 2015 год
В результате такого подхода мы живем в каком-то странном историческом измерении, где замечаются и отмечаются лишь отобранные и одобренные победы. Ошибки, преступления, поражения, застои и тупики старательно выносятся за пределы массового сознания. Судя по обратной связи, которую население дает власти на выборах, граждан такой своеобразный подход к истории тоже устраивает.
Забыться в позитиве
Желая отвлечь население от реальности и не решаемых годами проблем, чиновники выдумывают всякие поводы для духоподъемности и торжеств. Вроде недавнего 80-летия Саратовской области, например. Хотя любой, кто хоть немного пытался изучать историю региона, знает, что такие юбилеи и годовщины - вещь довольно условная. Ровно 300 лет назад, к примеру, в связи с выделением из Казанской губернии вновь образованной Астраханской губернии Саратов включили в ее состав. Уже через 10 лет, в 1728-м, Саратов вывели из Астраханской губернии и подчинили Казанской и Симбирской провинциям.
90 лет назад, в конце апреля 1928 года, правительственная комиссии постановила включить в состав Нижне-Волжской области Саратовскую, Сталинградскую и Астраханскую губернии, часть Пугачевского уезда и автономную Калмыцкую область. Центром нового мега-образования был избран Саратов. Через пару месяцев Нижне-Волжскую область переименовали в Нижне-Волжский край.
И что, все эти административные метания теперь надо пафосно за бюджетные деньги отмечать?
Торжественное мероприятие по случаю 80-летия Саратовской области, которое состоялось в декабре 2016 года, стало ярким примером нынешнего подхода. Специально созданный к событию фильм об истории области, пространное выступление губернатора Валерия Радаева и концерт сводились к череде побед и славных достижений, которые на 4 года были прерваны войной. Не было даже слабых попыток коснуться таких событий, как ликвидация немецких колоний на Волге или грандиозные перемены 1990-х годов, включая развал СССР. Ткань истории скроили так, будто после 1961 года и победного приземления к нам Юрия Гагарина здесь сразу наступила нынешняя эпоха, с завоеваниями вроде новой пешеходной зоны.
Первомайская демонстрация. Саратов. 2016 год
Понятно, почему власть не хочет особо углубляться даже в спокойные и "застойные" советские годы — там для нее, как оказалось, тоже притаились мины. "Исполком областного Совета депутатов трудящихся утвердил проектное задание на строительство в Саратове линии скоростного трамвая", указано в упомянутой книге "Твои четыре века, город". Самое интересное здесь — дата публикации об этом в газете "Коммунист": 7 июля 1968 года.
Выходит, что за целых полвека для развития скоростного трамвая в Саратове, по сути, не было сделано ничего. Логично, что такие факты чиновникам хочется забыть.
Опасное прошлое
На карте истории теперь - сплошные красные флажки, которые к тому же зачастую конфликтуют друг с другом. Всё лучшее советское одобряем, но на позорные факты и преступления глаза старательно закрываем. Россию времен империи идеализируем, но сдержанно и выборочно: "вальсам Шуберта и хрусту французской булки" - да, борьбе народа с ненавистным режимом - нет. В итоге общественное сознание швыряет в разные стороны, а режиссеры снимают фильмы, вроде "Адмирала" или "Солнечного удара", где белогвардейцы оказываются прекрасными и изумительными людьми, а красноармейцы и вообще советская власть - ужасными. Хотя еще вчера, как многие помнят, у нас тут всё было ровно наоборот. Больше всего в этой ситуации вызывают сочувствие старшие поколения.
В мае 2018 года исполняется 100 лет, как в Саратове произошел контрреволюционный мятеж, в котором участвовали солдаты и офицеры располагавшихся в городе воинских частей. 18 мая 1918 года в городе из-за этого было объявлено военное положение.
Бунтовщики решили обстрелять здание Губисполкома, который размещался в бывшем Крестьянском поземельном банке (сейчас в этом здании на Советской квартирует Октябрьский районный суд). На Ильинской улице (ныне Чапаева) они выставили артиллерийские орудия и первыми же залпами чуть не разнесли одно из самых красивых сооружений дореволюционного Саратова в стиле ар-нуво - бывший доходный дом Ананьина (находится на улице Вольской, между Московской и Челюскинцев). Следы тех событий дом хранил до начала нулевых. Стрельбу скорректировали, и снаряды мятежной батареи все-таки достигли здания Губисполкома, повредив его фасад.
Первомайская демонстрация. Саратов. 2016 год
За время столкновений с обеих сторон были убиты около 30 человек, 36 были ранены. "Мятеж был подавлен, и упоминание о нем в советские времена не практиковалось", - пишут в книге "Саратов историко-архитектурный" краеведы Семенов и Давыдов.
Сейчас рядом с бывшими казармами Деконского на Ильинской площади, откуда сто лет назад стреляли по советской власти мятежники, как раз достраивают новый музей "Россия - моя история". Может, стоит именно теперь и вспомнить об этом событии? Отметить как-то? Тем более, так всё удачно совпало - круглая дата, 100 лет, новый музей...
Ирония в данном случае - это защитная реакция. От осознания, что трагический инцидент вряд ли попадет в орбиту массового внимания. Сейчас события, к которым осознанно обращаются власть и контролируемая ей "общественность", должны быть позитивно окрашены и однозначно растрактованы. В финале даже страшных историй должен маячить хэппи-энд и чтобы "наши победили".
Первомайская демонстрация. Саратов. 2017 год
В данном же эпизоде речь идет о гражданской войне в пределах одного города. Во времена СССР все было четко и понятно - кто прав, кто виноват. Как трактовать это событие теперь? Кто "наши"?
Здравый и честный подход состоит в том, чтобы для начала научиться просто признавать подобные факты. Да, было такое, когда из орудий палили не по врагу, а по своим, внутри одного города. У каждого была своя правда, и с этим придется как-то дальше жить.
Вспомнить всё
Пока честный подход не в моде, неприятные, некрасивые, страшные факты собственной истории общество будет активно вытеснять из сознания и дальше. Но более нормальным и здоровым от этого оно, увы, не станет.
Самое же грустное состоит в том, что победы без поражений теперь не встретишь даже в кинокомиксах-блокбастерах про супергероев. В популярных фильмах последних лет такие персонажи то и дело делают неверный выбор, оступаются и даже совершают преступления, за которыми следуют наказания. И лишь когда пройден весь этот цикл, осознаны ошибки и присвоены все части собственной личности, супергерой снова обретает силу.
В 1992 году Первомай из Международного дня солидарности трудящихся в нашей стране был переименован в Праздник Весны и Труда. А затем довольно скоро превратился в "весенний новый год". Самые состоятельные теперь уезжают из страны на эти дни куда подальше. Бедные отправляются на дачи, чтобы ударно потрудиться для обеспечения себя продовольствием. Остальные перед длинными каникулами мечутся по торговым центрам, магазинам и рынкам, скупая мясо и другую еду, чтобы потом на несколько дней забыться на шашлыках.
Понимает ли большинство, какую цену пришлось заплатить за "расслабон на майских"? Помнят ли, знают ли, что всё началось 1 мая 1886 года в Чикаго, где мирная демонстрация требовала установить восьмичасовой рабочий день? Митинг был жестоко разогнан полицией, четверо демонстрантов погибли. Вечером того же дня после провокации полицейские открыли огонь по толпе, десять человек погибли, десятки людей получили ранения. В память о трагедии Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днем солидарности рабочих и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями по всему миру. Вслед за Бельгией, Францией, Германией, США, Данией и другими странами праздник начали отмечать и в России.
Первомайская демонстрация. Саратов. 2017 год
Низведение важного эпизода борьбы тех, кто работает по найму, за своё право жить по-человечески до "длинных выходных" - это не только обесценивание темы и самой истории. Забывая об истоках событий, мы не присваиваем опыт тех, кто был до нас.
Если изучать историю честно, можно защитить себя от ошибок в будущем. Создавая же на основе искусственного отбора фактов очередную удобную сказку для хорошего настроения, мы обрекаем самих себя на хождение по граблям.
Когда уже россиянам это надоест?