«Мы сегодня жжем»: на складах Рейнеке состоялась «Трансмутация снега»

«Мы сегодня жжем»: на складах Рейнеке состоялась «Трансмутация снега»
© ИА «Версия-Саратов»

Саратовский филиал Государственного центра современного искусства сегодня, 24 февраля, продолжил зимний арт-фестиваль «Искусство земли». Второй шаг в художественной интерпретации огромных сосулек, наледи, снежных завалов в городе озаглавили, как «Трансмутация снега». Художники не только использовали заснеженную территорию складов Рейнеке для своих концептуальных арт-объектов, но и подготовили целый ряд перформансов с поджиганием, раскрашиванием и варкой снега. Зрителям предлагалось активно участвовать в происходящем.

«Мы постепенно мутируем в сторону весны, но все еще в зиме. Мы не торопимся, все должно идти своим чередом: зима — зимой, весна — весной. Сегодня гораздо больше участников, больше зрителей. Художники активизировались, их стало больше, идеи интересней, проект получился. Собственно, и первый шаг получился, но при 23-х градусном морозе — это больше подвиг, в такой мороз даже детей в школу не пускают. А сегодня мы жжем. Все задуманное произошло», — пояснил директор регионального филиала ГЦСИ Дмитрий Андреев.

Фестиваль начался с сожжения картины Татьяны Кожокару. «Кто-то перед открытием режет ленточки, пьет шампанское, мы — жжем картины», — пояснил Андреев.

IMG_1062

Вслед за местом ритуального сожжения картины прочищенная в сугробах тропинка ведет к инсталляции с сигнальными лентами — автор Андрей Голубцов и Дарья Калякина. «Зима в городе — это не белоснежные просторы, а грязь, лед, сосульки, тротуары, огражденные сигнальными лентами. Ленты — это метафора границы, границы дозволенного и запретного, метафора одиночества, одиночества в толпе, в городе полном людей, месящих снег с грязью, людей, чьи следы стираются следами других прохожих. И в то же время лента — это метафора стремления к свободе, понимаемой как осознанная необходимость. Свобода может быть опасной, а сигнальная лента ограничивает эту опасную зону, при этом сама стремится улететь в небо», — пояснил Голубцов.

IMG_0973

От магнетической притягательности привлекающих внимание красных лент, разносимых вместе с ветром, тропинка ведет вглубь дворика провиантских складов, и становится все более уютной — вдоль нее появляются аккуратно уложенные подушки. Их автор — Лера Шапран украсила привычный всем символ домашнего быта яркими и красочными картинами. «Все началось с выставки картин. А затем решила создать что-то такое, что есть у каждого, в чем они видят родное. Не все понимают авангард, но все могут взять и обнять подушку, почувствовать позитив, положительные эмоции», — отметила художник.

IMG_1050
Лера Шапран

Алексей Трубецков задался вопросом «Когда конец зимы?» и подготовил перформанс с цветными льдинками. Инструментами для приготовления весны стали медицинская спиртовая горелка, колбы и щипцы, а ингредиентами — краски и снег. В стеклянные колбы с красками внутри набирали снег и топили на огне. Чуть подтаявшие цветные кристаллы хаотично ложились на белые листы бумаги. Получалось нечто радостное, яркое и по-весеннему позитивное состояние между снегом и водой. «Весной 2012 года я вывешивал цветные льдинки на солнце и они таяли, оставляя красочные следы. Тогда была оттепель, а сейчас — заморозки. А уже очень хочется солнца и весны, поэтому снег нужно искусственно плавить-варить-жечь», — рассказал Трубецков. «Нужно варить больше», — попросили гости мероприятия.

IMG_1030

Художник Александр Ермилов подготовил инсталляцию «Шар», которая представляет собой треугольную гору из снега с золотым оком в центре. Формы треугольника повторяет прозрачная белоснежная материя, на которой в рисунках автор иллюстрирует свой замысел. «Шар — это солнце, это глаз, это наша планета», — подчеркнул он. В одном из открытых помещений складов организовали трансляцию видео Златы Улитиной и Светланы Лебедь.

IMG_1043

На входе в другое помещение склада разместилась работы Марии Сенотовой «Белое и пушистое». В дверном проеме из снега вырастают остатки выброшенных белых материалов — ткань, пластик, сетки, бутылки. «Эта работа сконструирована из мусора, и в первую очередь ему и посвящена. Название работы говорит о корпорациях, которые произвели всё это. Это настоящий производственный сговор с целью удешевить продукцию и расширить продажи. И, конечно, из-за названия и цвета возникает ассоциация со снегом — эта белая поверхность с ним почти сливается, образуя некую вторую, мусорную оболочку нашей планеты. Будто „так было, так есть и так будет всегда“. Экологическая ситуация в мире удручает, у нас в стране особенно», — пояснила автор.

От внимания большинства гостей, как это не парадоксально, скрылся самый большой арт-объект — костыль из пластиковых труб, подпирающий второй ярус провиантских складов. Инсталляцию подготовила группа «Репа». «У нашей группы есть проект, который длится несколько лет и называется „Кап-кап ремонт“. Мы обходили аварийные здания, собирали анализы, а потом уже „лечили и ремонтировали“. Первое, что бросилось в глаза — это провисшие крыши. Мы применили арт-терапию, начали с костыля. А наша символическая терапия ведет к реальной, а пока мы можем только поддерживать здание силой искусства», — рассказала участница группы Алина Белоусова.

IMG_1004
Вера Шарипова

В завершении встречи художник Андрей Голубцов организовал сожжение двух снеговиков человеческого роста. Для этого их предварительно облили горючей жидкостью. «Это отсылка к древнему обычаю сжигать „Зиму“ в преддверии весны. В нашем случае появляется парадоксальность горящего снега, разрывающая шаблоны. Вода и огонь — архаичные эмоции, первоэлементы, они изменяют друг друга, пробуждают подсознание», — пояснил автор перформанса «Палево». Гости не упустили возможность сфотографироваться с горящими снеговиками, а артистка театра оперы и балета Вера Шарипова исполнила в их компании несколько па.

Дмитрий Андреев не стал анонсировать продолжения проекта, не отрицая желания его продолжить. «Это зависит от погоды и творческого порыва художников. Если пазл сойдется, то все будет. Будет снег — будет и праздник», — резюмировал он.