Дольщики ЖСК «Времена года», которые ранее написали письмо губернатору Роману Бусаргину, проиграли апелляцию по жалобе «Фонда развития территорий» — теперь им положены компенсации по оценке от марта 2020 года. Добавим, тогда два из пяти помещений фонд даже не стал оценивать. Ранее суд первой инстанции определил размер возмещений, исходя из реалий рынка на 2022 год, а в компании недвижимость оценили значительно ниже. Стоимость одной из квартир оценили даже дешевле, чем дольщик заплатил в 2008 году.
ППК «Фонд развития территорий» — государственное предприятие, которое среди прочего «решает» проблемы обманутых дольщиков по всей стране. Летом 2020 года наблюдательный совет компании принял решение не достраивать объект «Геотехники» на перекрестке Зарубина и Чапаева (там не вырыт даже котлован), а рассчитаться деньгами. Большинство дольщиков получило деньги еще тогда и по актуальным расценкам, однако в нескольких десятках случаев фонд отказал в выплатах по надуманным основаниям — это следует из материалов Ленинского районного суда, который раз за разом обязывал компанию рассчитываться с гражданами. До минувшей осени подобные решения устраивали и в апелляции, и в кассации, однако практика резко изменилась: областной суд стал в полтора, а иногда и в два раза занижать размеры возмещений. Такие вердикты стали носить конвейерный характер. Так же и Первый кассационный суд общей юрисдикции уже отправил несколько подобных гражданских дел на повторное рассмотрение, причем не в первую, а сразу в апелляционную инстанцию.
На минувшей неделе областной суд рассматривал аналогичный гражданский спор между фондом и пятерыми участниками строительства. Истцы, которые выиграли дело в первой инстанции, пришли на рассмотрение апелляционной жалобы, в которой представители государственной компании утверждали, что ничего не должны обманутым дольщикам.
Коллегия по гражданским делам сообщила, что запросила у фонда оценку стоимости квадратного метра в новом доме в центре Саратова, которая проводилась в 2020 году. Все пятеро истцов выступили против приобщения ее к материалам дела, а юрист, представляющий интересы участников строительства, напомнил, что документ не имеет отношения к рассмотрению данного спора, так как не соответствует требованиям закона об оценочной деятельности. Заключение фонда отсутствует в открытом доступе, как требует нормативная база, а причина тому — принадлежность оценки к внутренним документам компании. Кроме того, работа заказывалась не для определения размера возмещения, а для определения экономики объекта: на основании этого документа фонд принимает решение достраивать дом или расплачиваться с людьми деньгами. Именно поэтому оценка даже не содержит сведений о стоимости конкретных квартир.
У коллегии ушло примерно 4 секунды на то, чтобы приобщить такой документ к материалам дела.
Далее суд дал слово истцам:
«Я считаю, что решение Ленинского районного суда нужно оставить без изменений. Я была челном ЖСК, а не спонсором, но фонд отказывался признавать мое право на квартиру несколько лет. Президент, встречаясь с судьями, сказал, что права граждан должны быть незыблемыми. Я считаю, что Ленинский районный суд вынес справедливое решение».
«Я согласна с решением Ленинского районного суда. Я являюсь дольщиком, мною были уплачены средства за квартиру, площадью 77 метров. Я до сих пор не получила деньги, а за последние два года у нас подорожало все, от транспорта до квартир. Суммы, которые фонд обозначает в своей оценке занижены».
«Я так же ничего не получила и прошу вас удовлетворить наши требования, в том объеме, который установил Ленинский районный суд».
«Ваша честь, прошу оставить без изменения решение Ленинского районного суда, так как в нем отражена адекватная на сегодняшний день рыночная стоимость квадратного метра жилья. Я оплатил полную сумму еще в 2008 году».
«Ваша честь, я считаю решение Ленинского районного суда законным и прошу вас оставить его без изменений».
В ходе изучения доказательств, выяснилось, что кроме оценки фонда, областной суд отдельно заказал независимую оценку стоимости квартир истцов на 2020 и на 2022 год. Из нее следовало, что с лета 2020 по осень 2022 цена квадратного метра выросла примерно вдвое. В отличие от «оценки» фонда, там указывалась цена каждой конкретной квартиры и квадратного метра в ней.
Воспользовался ли суд независимой оценочной экспертизой в процессе принятия решения?
Для наглядности наше издание приводит результаты судебной математики в таблице: В отличие от прошлого заседания, на котором присутствовал корреспондент ИА «Версия-Саратов», коллегия провела в совещательной комнате почти полчаса, однако на решение это не повлияло: судьи решили, что фонд вправе рассчитаться с дольщиками на основании документа почти трехлетней давности, где даже не оценены все из обсуждаемых квартир.
- Проблемный дом на 1-й Дачной до сих пор не достроили: на объект приехали прокуроры
- «Позиция не соответствует ни закону, ни справедливости, ни здравому смыслу»: кассационный суд отменил решение о выплате компенсации обманутому дольщику
- «Должны ли они на передовой думать о том, добьется ли их семья справедливости в тылу или останется обманутой?»: дольщики ЖСК «Времена года» написали письмо Роману Бусаргину
- Федеральный фонд за 28,8 миллиона рублей продает в Саратове землю с недостроенными многоэтажками
- Суд не стал отнимать компенсации у обманутых дольщиков ЖК «Победа»
- Цена «Победы»: государственный «Фонд развития территорий» через суд требует вернуть деньги, которыми расплатился с обманутыми дольщиками