"Отелло" без ваксы

В театре Драмы прошла премьера дипломного спектакля театрального института Саратовской государственной консерватории по бессмертной трагедии Шекспира "Отелло".

Особенность новой постановки, осуществленной Игорем Баголеем в том, что не стал повторять ошибок театральных режиссеров и не сделал из Отелло негра. Известно, что Отелло мавром не был. В тогдашней Европе мавров не считали полноценными людьми и вряд ли доверили им командование флотом. Его реальный прототип - итальянец по имени Маурицио Отелло, командовавший венецианскими войсками на Кипре в начале 16 века и потерявший там жену при подозрительных обстоятельствах. Все дело в имени ревнивца. Маурицио в уменьшенном варианте звучит как "Мауро", то есть "мавр" по-итальянски.

Исполнитель главной роли Сергей Калинин – жгучий брюнет и свое "мавританство" обозначает черным цветом — именно таков цвет его одежды, повязки на голове и сапог. Шинель, которую он носит нараспашку, серая, однако все равно выделяет его из ряда других персонажей, облаченных в костюмы белого цвета. Дездемона тоже, вопреки стереотипам, не блондинка. Выйдя замуж за мавра, она меняет белые одежды на черные, как бы становясь одной крови с тем, кого "за муки полюбила".  Парочка, впрочем, смотрится весьма демонически на фоне "белого и пушистого" окружения интриганов.

Пространство сцены решено в духе минимализма – на ней только лестница и вертящийся круглый подиум, но этого оказалось достаточно: лишние детали мешали бы передвигаться актерам, которые буквально мечутся по сцене. Закулисные игры героев раскрывает театр теней, который вносит световое дополнение в постановку.

Действие пьесы развивается стремительно, даже несколько суетливо. Реплики произносятся быстро, на повышенных тонах.

Изюминкой спектакля можно назвать хореографию – прекрасные танцевальные номера - заслуга консультанта по пластике Алексея Зыкова. Нервозную атмосферу разряжают музыкальные паузы, заполненные звучанием скрипки, этим инструментом профессионально владеет одна из дипломниц.

Зрителей ждет еще не один сюрприз и, поскольку режиссер твердо следует тексту, серия убийств в конце обязательно свершится, но выглядеть будет не слишком трагично. Как писал Пушкин: "Трагедия Отелло не в том, что он ревнив, а в том, что он слишком доверчив". Классик как всегда прав.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции