В Саратове за последние годы несколько памятников архитектуры федерального значения были капитально отремонтированы. Это усадьба на пересечении улиц Советской и Радищева, дом, где родился писатель Николай Чернышевский, здание на улице Некрасова, где учились Чернышевский и изобретатель Павел Яблочков и другие. Но есть памятники, которые находятся в ужасном состоянии и в них до сих пор живут люди.
В Саратовской области с каждым годом становится всё больше объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр. Пополнение списка памятников происходит за счет выявления новых и пересмотра перечня уже выявленных объектов культурного наследия. Но есть реестр федеральных памятников, который остается неизменным с 1995 года.
Единственным памятником, который был включен в список федеральных в регионе за последние 25 лет, является «Место приземления первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина». По постановлению правительства РФ в 2012 году оно стало достопримечательным местом федерального значения. Также планировалось включить в список федеральных дом офицеров в Энгельсе, но от этой идеи отказались, сделав его объектом культурного наследия регионального значения.
Почти все федеральные памятники находятся в Саратове. В областном центре их насчитывается 37. Это всем известные Саратовская консерватория, Крытый рынок, ансамбль Саратовского университета, сад «Липки», Свято-Троицкий кафедральный собор. Они являются визитными карточками и символами города на протяжении нескольких поколений.
Но есть в этом списке менее известные здания, которые находятся в жутком состоянии. И в них до сих пор живут люди. Наше издание решило посмотреть, в каком виде находятся памятники федерального значения из государственного реестра.
В самом плачевном состоянии находится дом № 65 по улице Лермонтова (Дом жилой 1-я половина XVIII века). По мнению некоторых краеведов, он может быть самым старым каменным жилым домом Саратова, сохранившимся до наших дней. Он находится на участке улицы Лермонтова, который примыкает к Славянской площади. Из здания выпадают кирпичи, заметны трещины, фасад старинного выглядит удручающе. Здание находится в заросшем дворике в тени небоскреба и совсем не похоже не достопримечательность.
На улице Мичурина находится усадьба XIX века (адрес: улица Комсомольская, 22Г), в которой когда-то жил князь Баратаев. «Одиннадцать больших окон высокого первого этажа, лоджия и мезонин с балконом смотрели на волжские дали; усадьба князя славилась своим фруктовым садом. И сам дом привлекал глаз: поставленный архитектором на взгорке, казался он еще выше, легче, чем был. Да и колонны помогали — стройнили здание. Мезонин с крутым фронтоном завершил силуэт, а просторные, решительно вынесенный вперед лоджия и балкон (как палуба и капитанский мостик) радовали прохожих изящно-веселой балюстрадой», — описывается памятник на сайте мэрии. По факту же колонны, балкон и фасад стремительно разрушаются и совсем не радуют своим нынешним состоянием.
Еще один пример — «Дом Бабушкина» конца XVIII — 1-й половины ХIХ века на улице Челюскинцев, 16. Его фасад выходит на Музейную площадь — это самое сердце старого Саратова, где сосредоточено максимальное число памятников федерального и регионального значения. Но украшением Музейной площади дом никак не назовешь. Трещины, осыпающийся карниз, фасад, от которого отваливается штукатурка, разрушенные водосточные трубы — таким видят сегодня здание саратовцы и гости города.
Также к Музейной площади примыкает «Дом причта Казанской церкви» 2–й половины ХIХ века (Лермонтова, 40). Здание выделяется благодаря характерному церковному куполу, сохранившемуся до наших дней. Но если купол и фасад выглядят удовлетворительно, то со двора это многочисленные деревянные пристройки, выбитые окна и огромные трещины, ползущие по зданию.
На пересечении улиц Чернышевского и Первомайской находятся городская усадьба начала XIX века. Это усадьба Тюльпиных, которая на сайте мэрии описывается, как «наиболее цельный, показательный образец городского усадебного строительства в Саратове времен классицизма». Но с «цельностью» у федерального памятника проблемы. От фасада и колонн отвалились многочисленные фрагменты штукатурки, по дворовым постройкам ползут трещины. Трехчастные каменные ворота и деревянным гербом также находятся в печальном виде.
Ранее дом на Чернышевского попал под «благоустройство» накануне визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в апреле 2016 года и оказался среди зданий, которые спешно покрасили в розовый цвет. В 2020 году за самовольный ремонт памятника был оштрафован жилец этого дома.
Все перечисленные дома до сих пор являются жилыми. Объекты культурного наследия в правительстве Саратовской области курирует комитет культурного наследия. Его возглавляет министр Владимир Мухин. Год назад корреспондент ИА «Версия-Саратов» задавал вопрос чиновнику о планах по ремонту федеральных памятников. Мухин заявил, что обязанности по сохранению зданий лежат на собственниках объектов. Откуда простым жителям взять десятки (а может и сотни) миллионов рублей на восстановление зданий, чиновник не упомянул.
Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин неоднократно отмечал, что жители сами никогда не потянут ремонт жилых домов, которые являются памятниками историко-культурного наследия. Федеральный политик на этот счет подчеркивал, что нельзя перекладывать эту ответственность на плечи жителей. Однако со стороны саратовских чиновников так и не последовало каких-либо инициатив в этой сфере.
- Саратовец обратил внимание на состояние памятника, который отреставрировали по инициативе Володина
- Бастрыкин обратил внимание на разрушение дома Табакова в Саратове. Поручено возбудить уголовное дело
- Здание техникума в Энгельсе и ДК в Ртищево рекомендовано исключить из списка памятников, 9 домов в двух городах — включить в реестр
- Два дома на центральной улице признаны памятниками местного значения: в одном из них даже сохранился камин
- Ограждение Мокроусовой: глава Саратова больше года плюёт на представление прокуратуры и более полугода — на вступившее в законную силу решение суда по поводу аварийного здания-памятника (мы бы рассказали — почему, но пока сами не понимаем)
- Восемь поправок за полтора года, игнорирование зон охраны, ветшающие памятники: как мэрия Саратова исполняет свою программу по сохранению культурного наследия