«Под ударом — сотни предпринимателей»: Министру культуры РФ Ольге Любимовой рассказали о губительной любви саратовского чиновника Владимира Мухина к асфальту на Сенном рынке

«Под ударом — сотни предпринимателей»: Министру культуры РФ Ольге Любимовой рассказали о губительной любви саратовского чиновника Владимира Мухина к асфальту на Сенном рынке
© ИА «Версия-Саратов»

Представители Сенного рынка, где по воле регионального комитета культурного наследия (возглавляет министр Владимир Мухин) могут быть ликвидированы торговые павильоны, обратились с открытым письмом к Министру культуры РФ Ольге Любимовой. Предприниматели рассказали руководителю федерального ведомства о том, что на территории Саратовской области складывается опасная практика использования экспертов Минкульта для удовлетворения амбиций определённых чиновников.

Речь идёт о так называемом достопримечательном месте, «выявленном» подчинёнными Мухина возле Сенного рынка. Назвав заасфальтированную площадь здесь памятником, чиновники на протяжении нескольких лет пытаются отстоять такую странную идею в судах. И, хотя опытные эксперты Минкульта РФ заявляют, что никакого памятника возле рынка нет и быть не может, региональные чиновники продолжают настаивать на проведении новых экспертиз.

Как полагают предприниматели, комитет Владимира Мухина намерен «взять измором» невольных участников этой истории с «памятным асфальтом». Если же чиновникам удастся добиться своего, то под угрозой уничтожения окажутся торговые павильоны, где трудятся сотни предпринимателей. Подробнее об этом можно прочесть в нашей публикации по ссылке

Открытое письмо в адрес Министра культуры РФ от предпринимателей выложено в официальной группе Сенного рынка в соцсети «ВКонтакте», а также в группе «Сохраним Сенной» в Telegram. Под ним поставили свои подписи 299 человек.

Ниже приводим текст обращения целиком:

«Региональным органом охраны объектов культурного наследия Саратовской области является Комитет культурного наследия (до января 2022 года — Управление по охране объектов культурного наследия при правительстве Саратовской области), который с 2017 года непрерывно возглавляет председатель комитета — министр Владимир Мухин.

С 2022 года Комитет проводит целенаправленную и тщательно планируемую кампанию, результатом которой должно стать утверждение статуса объекта культурного наследия — достопримечательного места на территории квартала в городе Саратове, занимаемого Сенным рынком.

Здания, предназначенные для осуществления торговой деятельности, составляют важную часть исторической среды российских городов, и многие из них (рынки, торговые дома, галереи, биржи) обладают неоспоримой историко-культурной ценностью и достойны сохранения. К примеру, в Саратове, известном своей купеческой архитектурой, имеется блестящий образец общественного здания эпохи модерна — «Крытый рынок» на улице Чапаева, построенный по проекту архитектора Василия Люкшина, признанный объектом культурного наследия федерального значения и являющийся одной из визитных карточек города.

В то же время характерный для облика многих российских городов вид торговой площади вокруг центрального рынка, окруженного разномастными торговыми павильонами, палатками, столами для открытой торговли, ассоциируется, скорее, с трудностями 1990-х годов, чем с культурным наследием.

Территория вокруг Сенного рынка в городе Саратове долгое время выглядела подобным образом, однако, в последние годы стала активно благоустраиваться: управляющей компанией рынка ведется поиск форм трансформации уличной торговли, (подготовлено несколько вариантов замены ветшающих павильонов позднесоветского времени на современные и эстетичные), которая продолжает оставаться основным видом деятельности и главным источником дохода для сотен предпринимателей.

Добавим, что в феврале 2014 года в здании Сенного рынка произошел крупный пожар, в результате которого была повреждена значительная часть конструкций и материалов, сохранявшихся в неизменном виде с 1960-х годов (времени постройки рынка). Восстановительный ремонт здания был проведен с использованием современных материалов, в результате чего при сохранении основных объемов и планировки здания его облик существенно изменился, «осовременился».

Перспективы обновления торговых и общественных пространств вокруг Сенного рынка планомерно реализовывались ровно до того момента, когда региональному комитету культурного наследия во главе с министром Мухиным вдруг вздумалось взять под охрану территорию рынка в качестве достопримечательного места.

Приказом комитета от 06.09.2022 г. № 04.01.2022 в перечень выявленных объектов культурного наследия был включен объект: достопримечательное место «Торговая площадь Сенная», расположенный в городе Саратове на территории, ограниченной улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е. И. Пугачева, время создания (возникновения) объекта: середина XIX века.

Следствием абсурдности данного решения, (вряд ли кто-то из саратовцев в состоянии представить на Сенном рынке экскурсоводов, рассказывающих туристам из соседних городов об уникальности места), стала его медийность. Раздавая интервью, приуроченные к изданию приказа, министр Мухин со ссылкой на мнение общественного научно-методического совета по культурному наследию, (в котором сам же министр и председательствует), рассказывал о том, что членами совета: «единогласно было высказано мнение, что на государственный учёт целесообразнее сначала поставить, а впоследствии провести экспертизу всей этой территории [торговой площади], как достопримечательного места», предметом охраны которого как раз будут все расположенные там здания, в том числе и рынок» (источник).

Таким образом, еще до проведения государственной историко-культурной экспертизы, на основании заключения которой только и мог быть определен предмет охраны достопримечательного места (пункт 2 статьи 18 Закона об объектах культурного наследия), министр Мухин не постеснялся публично заявить, чтó именно войдет в предмет охраны.

Примечательно, что государственная историко-культурная экспертиза выявленного достопримечательного места была проведена в необычайно сжатые сроки. Уже 30.09.2022 г. контракт на ее проведение был заключен  между подведомственным комитету автономным учреждением и государственным экспертом Михаилом Ивановым (номер 552 в списке экспертов Минкультуры России), причем без соблюдения конкурентных процедур, предписанных Законом о закупках товаров отдельными видами юридических лиц.

Эксперт Иванов, аттестованный приказом Минкультуры России от 01.03.2022 г. и за свою всего лишь семимесячную (!!!) практическую деятельность в качестве государственного эксперта, не исследовавший ни одного достопримечательного места, уже 17.11.2022 г. сдал заказчику акт, в котором пришел к выводу о том, что включение достопримечательного места «Торговая площадь Сенная» в ЕГРОН обосновано.

Учитывая столь сжатые сроки, соблюдение которых, вероятно, было одним из условий контракта, эксперт Иванов провел историко-культурное исследование исключительно (!!!) на основании открытых данных, доступных в сети Интернет, и историко-архивного исследования, предоставленного ему… заказчиком экспертизы!  Нужно ли говорить о том, что, как и предсказывалось министром Мухиным, в предмет охраны достопримечательного места эксперт включил здание рынка, являющееся, по сути, новоделом?!

На основании выводов государственного эксперта Иванова приказом комитета культурного наследия Саратовской области от 06.04.2023 г. № 01 04/145 «Торговая площадь Сенная» была включена в единый реестр объектов культурного наследия в качестве достопримечательного места в категории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Итогом выявления «достопримечательной» площади должна стать полная зачистка территории квартала от неугодной торговли и строений, о чем открыто заявляют чиновники. Пока что препятствием для этого является активная гражданская позиция жителей города, в том числе предпринимателей, чья деятельность должна попасть под запрет «во благо» сохранения достопримечательного места. Однако и ряды предпринимателей тают, не выдерживая психологического напряжения в условиях ожидания участи, — количество торговых мест на территории рынка за прошлый год сократилось почти на 10 процентов. В большинстве случаев основная причина прекращения работы предпринимателями — неготовность к существованию в состоянии постоянной конфронтации с региональными и местными властями.

Трудности, связанные с неопределенностью создавшейся ситуации, предприниматели смогли ощутить в полной мере уже сейчас. Собственников одних объектов недвижимости, не включенных в предмет охраны достопримечательного места, чиновники готовят к тому, что единственным разрешенным видом их деятельности будет объявлен …демонтаж таких объектов, (такое положение содержится в проекте требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места, по которым местными чиновниками проводились общественные обсуждения).

В отношении других зданий, которые никогда не значились даже в перечне выявленных объектов культурного наследия, однако попали в предмет охраны достопримечательного места, фактически парализована возможность ведения любых ремонтных работ, минимально затрагивающих облик фасадов, что, по сути, означает установление для таких зданий режима охраны более жесткого, чем для подлинных объектов культурного наследия.

На сегодняшний день в Саратовской областном суде уже более года длится судебное разбирательство об оспаривании приказа комитета от 06.04.2023 г., инициированное собственником здания рынка, которому также принадлежит и прилегающая к рынку территория.

В ходе разбирательства судом была назначена историко-культурная экспертиза, целью которой было установить, обладает ли «Торговая площадь Сенная» историко-культурной ценностью, достаточной для включения в единый реестр ОКН, обоснованно ли включение площади в реестр, а также соответствует ли предмет охраны площади требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Коллегия из трех экспертов, каждый из которых аттестован Минкультуры России по соответствующим направлениям историко-культурной экспертизы и обладает не менее чем 20-летним стажем работы в области сохранения объектов культурного наследия, пришла к выводу, что так называемое «достопримечательное место Торговая площадь Сенная» не обладает историко-культурной ценностью, достаточной для включения в единый реестр ОКН, а также, что само такое включение не обосновано и выполнено с нарушением обязательных требований законодательства.

Однако ни уровень квалификации экспертов, ни исчерпывающий характер исследования не стали для чиновников регионального комитета культурного наследия основанием прислушаться к выводам экспертизы. За три месяца, прошедшие с момента поступления в суд экспертного историко-культурного исследования, представители комитета, используя любые формальные поводы, затягивают принятие судом решения, ясно давая понять, что намерены добиваться проведения повторной экспертизы.

Вызывает очевидный вопрос, чем же именно обоснован расчет чиновников комитета культурного наследия на то, что выводы повторной экспертизы будут отличаться от выводов, сделанных коллегией судебных экспертов? Историко-культурное исследование, представленное суду, основывается на материале, кратно превышающем объем данных, ранее использованных государственным экспертом Ивановым, отличается глубиной и всеаспектностью.

24.12.2024 г. комитетом направлен запрос о возможности проведения повторной экспертизы по делу в ФГБУ «Росгосэкспертиза», подведомственное Минкультуры России. Судьба данного запроса в настоящее время неизвестна, однако, очевидно, что поиски эксперта, чье мнение должно будет опровергнуть ранее сделанные выводы судебной экспертизы, ведутся в рамках сообщества экспертов, имеющих аттестацию Минкультуры России в качестве государственных историко-культурных экспертов.

Мы считаем, что подобные действия руководства комитета культурного наследия Саратовской области дискредитируют саму идею историко-культурной экспертизы как исследования, результат которого может носить научный и объективный характер и являться основанием для установления или опровержения наличия у того или иного объекта историко-культурной ценности.

Выбранная комитетом культурного наследия тактика «взять измором», добиваться бесконечного количества экспертиз до тех пор, пока выводы эксперта не совпадут с ожиданиями чиновников, подрывает доверие к государственной функции по охране культурного наследия в целом, поскольку демонстрирует, как  властные полномочия могут быть инструментом реализации административных амбиций чиновников, не готовых принять результат, если он противоречит их собственным представлениям о должном.

Фоном этого необъяснимо упорного сопротивления являются судебные тяжбы по оспариванию оснований для включения в 2001 году сотен потенциальных памятников градостроительства и архитектуры в перечень выявленных объектов культурного наследия Саратовской области. В результате пассивной позиции комитета по таким делам область десятками теряет действительно сто́ящие памятники архитектуры. Из перечня массово исключаются выявленные объекты культурного наследия, в то время как комитет, поглощенный борьбой за «достопримечательный асфальт» вокруг Сенного рынка, бездействует, не доказывая ценность выявленных объектов и не ходатайствуя о проведении в отношении них историко-культурных экспертиз.

Просим принять к сведению факты, изложенные в настоящем открытом письме, в том числе в целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы и укрепления независимости государственных экспертов, их защиты от возможного давления со стороны должностных лиц региональных и местных органов охраны объектов культурного наследия, а также обратить пристальное внимание на использование региональным органом методов административного давления на субъектов предпринимательской деятельности в ущерб реальной государственной охране объектов культурного наследия Саратовской области».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Оперативные новости и комментарии редакции