В Саратове не унимаются споры о целесообразности открытия нового городского пляжа на новой набережной между улицами Шелковичной и 2-й Садовой. Напомним, его открыли 4 июля 2021 года. В конце июля в пробах воды выявили несоответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и на пляже запретили купаться. Позже общественники опубликовали результаты проб воды, которые были взяты на новом саратовском пляже. Согласно полученным данным, в 100 мл воды присутствуют 24 000 колиформных бактерий, это в 48 раз больше нормы, установленной региональным управлением Роспотребнадзора. Чиновники подвергли их слова критике и призвали не верить «дезинформации». Тем не менее, повторные пробы воды показали, что на пляже по-прежнему нельзя купаться. Сейчас пляж работает как солярий.
Общественники решили прояснить ситуацию и взяли интервью у заведующего лабораторией охраны вод Института водных проблем РАН профессора Евгения Веницианова. Оно опубликовано в группе «Говорит Саратов» в Facebook (деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram) запрещена в России как экстремистская).
Профессор сообщил, что любой пляж в Саратове, построенный на правом берегу Волги и расположенный ниже Глебучева оврага по течению, должен быть объектом пристального внимания и исследования со стороны экологических служб.
«Я помню, насколько грязной была волжская вода в годы моей молодости, но тогда на это обращали меньше внимания. В 70-е были построены очистные сооружения городской канализации. Ситуация заметно улучшилась, но проблему не исправили кардинально, поскольку поверхностный сток с территории города, так называемая ливневка, осталась без серьезной очистки.
Разве в ливневую канализацию не может попасть биологическое загрязнение? Это первый вопрос, который нужно задать руководству города. Насколько реально организован мониторинг воды и, прежде всего, по бактериальному загрязнению. Раньше в Саратове был плохо организован вопрос с бытовыми стоками. Не берусь судить, как сейчас. Но в коллекторы попадало очень много сбросов бытовых стоков с территории частного сектора, когда на улицы выливались помои. Одного этого уже было достаточно, чтобы заразить акваторию бактериями от поверхностного стока», — сказал Веницианов.
Он назвал «сомнительными» заявления властей о том, что превышение микробиологических показателей в воде связано с повышением температуры воды в Волге и появлением водорослей. Евгений Веницианов заявил, что эти загрязнения — сугубо бытового происхождения. Они не рождаются в реке, а являются фекальными загрязнениями.
«Отдельно хотел бы отметить, что в данном случае недостаточно разовых проб в начале теплого сезона. Необходим постоянный мониторинг качества воды. Вести мониторинг нужно и в районе Саратовской набережной и выше. Это поможет отслеживать состояние воды в динамике», — заверил он.
Профессор объяснил, что весной замеры не всегда объективны. По его словам, весенний паводок смывает загрязнение и сильно его уменьшает или, проще говоря, разбавляет. И через подземные реки и просто через ливневую канализацию, если вода не проходит полноценной очистки, эти загрязнения не исчезнут. Веницианов добавил, что занимается Московскими поверхностными стоками. За эту работу отвечает организация «Мосводосток». По всему городу действует порядка 2 000 мест сброса поверхностных вод, и за каждым необходим постоянный учет.
Общественники рассказали ученому, что в Саратове существует система городских ливневок, стоки выходят в Волгу. Ученые из СГУ насчитали пять стоков на отрезке между старым мостом и новой набережной. Однако об очистке ливневых стоков ничего не известно. Три года назад заявлялось о плане по строительству очистных сооружений на ливневом коллекторе в Глебучевом овраге, но его так и не реализовали.
«Чем опасны поверхностные ливневые стоки. Обычно они имеют примитивную очистку. Иногда это какой-нибудь пруд осветлитель. Могут быть простые фильтрующие системы, например, песчаный фильтр. Но даже они не спасают от бактериального загрязнения. Тем более, когда очистки вообще нет. Поэтому и важен постоянный мониторинг вод поверхностного стока. Власти обязаны его организовать. В том числе, их контролировать поверхностные сбросы должны органы Росприроднадзора. Есть еще один момент, связанный с ливневой канализацией. Даже в Москве некоторые предприятия сбрасывают сточные воды через ливневые стоки. Иногда незаконно, иногда по данному поводу даже заключаются отдельные договоры, но бизнес старается не афишировать такие действия», — сообщил Веницианов.
Он считает, что решить проблему могут лишь очистные сооружения. Вместо того, чтобы строить новый пляж, по мнению профессора РАН, эффективнее было бы привести в порядок пляж, который находится посреди Волги.
«Горожане имели сложности с тем, чтобы добраться до него. Автобус не всегда останавливался на пляже у спуска. Не было постоянной уборки территории. Поэтому одним из простых и очевидных решений мне видится приведение в порядок этого пляжа. Это было бы проще, чем тратить огромные деньги на строительство с нуля нового пляжа в центре города. Обратите внимание, что во многих городах стараются пляжи выносить за территорию города. Делается это по причине того, что пляжи очень уязвимы для поверхностных стоков с территории. Поэтому пляж в центре города мне представляется проектной ошибкой», — заявил ученый.
Поскольку пляж уже построен и деньги на это потрачены, то теперь, по его словам, необходимо проводить тщательное исследование каждого источника потенциального загрязнения. А после их выявления разрабатывать меры, которые могли бы снизить это негативное влияние.
«В том же Глебучевом овраге полезно построить ботаническую площадку, пруд отстойник, проводить обработку воды. Конечно, делать это необходимо с учетом градостроительных возможностей. Но если найдены деньги на пляж, то можно поискать деньги и на очистку вод. По сравнению с уже потраченными средствами, это не такие большие затраты.
Давайте подведем итоги: во-первых, необходим тщательный и постоянный мониторинг. Во-вторых, норматив нарушать нельзя и хитрить не нужно. Если хотя бы в определенном числе проб есть нарушение, увы, придется закрывать пляж. В-третьих, исследовать работу канализации и ливневых стоков — способны ли ныне действующие в Саратове системы эффективно очищать воды хотя бы от бактерий? Пусть вода будет мутная, но есть разные варианты обработки от бактерий, даже ультрафиолетом.
И главное, нельзя ситуацию замалчивать. Чем публичнее будет вестись деятельность городских властей, тем более высокий рейтинг доверия у горожан будет иметь каждое решение мэрии», — подчеркнул Веницианов.
У него спросили, решится ли проблема, если вывести трубы коллекторов на 100-150 метров от берега Волги, либо если ограничить пляж по бокам волнорезами. Также у профессора поинтересовались, действительно ли два мола, которые построены вокруг пляжа, не дают загрязнениям проникнуть в место для купания, как об этом сообщает мэрия.
«Как это может решить проблему? Вы же не отмените молами диффузный сток с территории! Вода все равно будет поступать в Волгу. Кроме того, поверхностный сток можно переместить на 100-150 метров от берега и закачать на глубину можно только насосами. Так что вынос труб или их перенос не сможет решить проблему. Только очистка загрязненных стоков может решить проблему!», — напомнил Веницианов.
- При реконструкции саратовской набережной пропало две сотни деревьев стоимостью 2,18 миллиона рублей (об обращении в полицию ничего неизвестно)
- Главный архитектор Саратова презентовала проект маяка и моста со смотровой площадкой на новой набережной
- Горожанка обратила внимание на состояние «исторического туфа», которым облицованы лестницы на набережной
- Улицу Радищева продлят до Волги и озеленят, а на Вольской разобьют новый сквер
- «Что же это за проекты, в которых не предусмотрена комфортная городская среда?»: из-за отсутствия пандусов и поручней на набережной невозможно передвигаться по лестницам
- Депутат придумал, как отвести стекающие в Волгу «коричневые пятна» от нового саратовского пляжа