Производство нового российского самолета под угрозой срыва из-за санкций. Импортозамещение не помогло

Производство нового российского самолета под угрозой срыва из-за санкций. Импортозамещение не помогло
МС-21 / © Сергей Мамонтов, «РИА Новости»

Серийное производство российского среднемагистрального самолёта МС-21, которое должно начаться в следующем году, оказалось под угрозой срыва. Американские и японские компании из-за санкций прекратили поставки Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) материалов, необходимых для создания композитного крыла и части киля самолёта, сообщает «Коммерсантъ».

Речь идёт об американской кампании Hexcel и японской Toray Industries, рассказали изданию два топ-менеджера отрасли и подтвердил высокопоставленный чиновник из аппарата правительства. Причиной прекращения поставок материалов стали американские санкции в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП „Технология“ имени Ромашина» («Ростех»).

Рассчитывать на то, что поставки возобновятся, не стоит, считает один из собеседников «Коммерсанта». При этом запасов материала хватит на производство только 6 самолётов МС-21.

Обсуждается несколько вариантов решения проблемы. В их числе — создание композитного крыла из российских аналогов. Этим мог бы заняться Елабужский завод композитных изделий, однако на конструкторские работы и создание крыла потребуется время, в результате серийное производство самолёта сдвинется как минимум на 2025 год. По информации источника издания, к поиску российских аналогов уже привлечен «композитный дивизион» «Росатома» Umatex, но в России пока нет предприятий, которые могли бы произвести эти материалы, что отодвигает сроки ещё дальше.

Ещё один вариант — отказаться от композитного крыла и заменить его на обычное металлическое. Однако такой подход лишает проект экономического смысла: МС-21 не сможет конкурировать с более эффективными Boeing и Airbus, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Замена материала для крыла также может привести к сложностям с сертификацией.

В «Ростехе» проблему с поставками композитных материалов сочли надуманной и отметили, что «есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки», а потому производство не останется без нужных материалов. ОАК назвала санкции следствием конкуренции в нише среднемагистральных самолетов и пообещала поставить МС-21 «Аэрофлоту» в срок. В Минпромторге придерживаются аналогичной точки зрения.

Напомним, первый летный экземпляр МС-21 покинул сборочный цех в начале мая 2017 года, а 28 мая того же года совершил первый испытательный полёт. Он предназначен для перевозки пассажиров и грузов на линиях средней протяженности дальностью до пяти тысяч километров и в зависимости от модификации может взять на борт от 150 до 210 пассажиров. Предполагается, что МС-21 заменит отечественные Ту-154 и Ту-204/214 и составит конкуренцию в нише среднемагистральных перевозок Boeing 737 и Airbus A320.

Использование композитных материалов должно позволить сделать крыло МС-21 легче, чем у конкурентов. Первоначально серийное производство самолёта планировали начать в 2017 году. МС-21 — второй после Sukhoi Superjet 100 гражданский самолёт, созданный в России в новейшей истории.

Источник: Коммерсантъ