В 2016 году в России значительно вырос уровень проникновения бесплатных коммуникационных сервисов. Почти 60% россиян хотя бы раз в неделю пользовались мобильными приложениями электронной почты и социальными сетями, 50% использовали мессенджеры, а рост использования смс фактически остановился.
Как сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на данные Deloitte на базе онлайн-опроса Ipsos Mori, проведённого летом 2016 года среди 2 тысяч человек, мессенджерами, электронной почтой и голосовой телефонией всё чаще предпочитают пользоваться представители всех возрастных групп. Кроме того, среди молодежи зафиксирован рост популярности электронной почты: 71% опрошенных в возрасте 18-24 лет пользуются ею хотя бы раз в неделю, а летом 2015 года утвердительно отвечали на этот вопрос 44%. А мессенджеры становятся всё популярнее у старшего поколения: ими пользуется 41% опрошенных в возрасте от 45 до 54 лет, а годом ранее – только 22%.
Также растёт популярность социальных сетей – в основном за счёт пользователей в возрасте от 25 до 54 лет. Голосовые звонки хотя бы раз в неделю совершают порядка 77% опрошенных (+6% по сравнению с 2015 годом), а вот проникновение услуги смс осталось на прежнем уровне и составило 78%.
"В России мессенджеры и email никогда не имели большего проникновения, но в последнее время картинка резко поменялась — мессенджеры показали очень большой прирост в этом году", — отметил партнер Deloitte Антон Шульга и добавил, что в ближайшем будущем эти средства связи будут составлять существенную конкуренцию услугам сотовых операторов. Более того, по его словам, на тех рынках, где распространение мессенджеров велико, люди постепенно начали отказываться от смс и переходить на альтернативные каналы связи – например, во Франции и Голландии.
Следующим конкурентом для услуг сотовых операторов станет WhatsApp, который из-за своего функционала может предложить не только замену смс, но и голосовым соединениям, считает Шульга. Особенно это касается роуминговых соединений, которые, если абонент находится за рубежом, по-прежнему дорогие. "С распространением мессенджеров львиная доля звонков будет уходить туда", - прогнозирует он.
В 2016 году WhatsApp в России пользовались 49% опрошенных, чаще на смартфонах пользовались только приложением "ВКонтакте" (57%) и личной электронной почтой (64%). Skype пользовались 38%, OK — 35%, Instagram и рабочей электронной почтой — 30%, Twitter — 22%, приложениями сервисов знакомств — 14%, iMessage — 11%, Telegram — 8%, Snapchat — 5%. Никогда не используют мессенджеры, социальные сети и email со смартфонов порядка 16,2% опрошенных.
Напомним, объём голосового трафика и смс-сообщений в Саратовской области также сокращается в последние несколько лет. По данным Саратовстата, в 2013 году объем внутризоновых, междугородных и международных соединений (326,8 миллиарда минут) составил 82,2% к уровню 2012 года, а в 2014 году он снизился еще на 13% уже по сравнению с показателями 2013 года.