Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Подлый Пит (Sneaky Pete). США, 2017 — 2019.
Кто придумал: Дэвид Шор и Брайан Крэнстон.
Кто участвует: Джованни Рибизи («Угнать за 60 секунд», «Бойлерная»), Марин Айрленд («Я — легенда», сериал «Элементарно»), Шейн Макрэй («Прислуга», сериал «Вечность»), Питер Герети («Подмена», «Планета Ка-Пэкс»), Марго Мартиндейл (сериалы «Правосудие», «Хорошая жена»), Брайан Крэнстон («Трамбо», сериал «Во все тяжкие»), Джекоб Питтс (сериалы «Области тьмы», «В поле зрения»), Каролина Выдра (сериалы «Куантико», «Скорпион»), Майкл О’Киф (сериалы «Ищейка», «Родина»), Десмонд Хэррингтон (сериалы «Декстер», «Охота»), Эфрат Дор («Жена смотрителя зоопарка», сериал «Флэш»), М. Эммет Уолш («Бегущий по лезвию», «Просто кровь»), Кевин Чэпмен («Таинственная река», сериал «В поле зрения»), Патрик Джей Адамс (сериал «Форс-мажоры», «Огни ночной пятницы»).
Жанр: криминальная драма с элементами черной комедии.
Продолжительность: 3 сезона.
Мой рейтинг: 9 из 10.
Когда будете искать этот сериал в сети, забивайте в поисковую строку оригинальное «Sneaky Pete»: сейчас одновременно гуляют разные русские версии названия — и все формально правильные. Английское слово «sneaky» многозначно. Это и «подлый», и «трусливый», и «хитрый», и «коварный», и «пронырливый», и «скрытный», и никто вам не скажет точно, какое из значений имели в виду сами создатели сериала. Дело в том, что главный герой соединяет в себе большинство перечисленных выше качеств. Он опытный лжец, ловкий карманник, выдающийся притворщик и наглец высшей пробы…
Итак, мошенник по имени Мариус Йосепович (Джованни Рибизи) выходит из тюрьмы и узнает, что домой возвращаться ему никак нельзя: криминальный босс, владелец игорного клуба Винс (Брайан Крэнстон), разыскивает его из-за старого дела. К счастью, сокамерник Мариуса, Пит Мерфи, обожал болтать о своем детстве в доме дедушки и бабушки, откуда они с матерью уехали, когда парню едва исполнилось одиннадцать. И сейчас, четверть века спустя, ни бабушка Пита, Одри (Марго Мартиндейл), ни дедушка Пита, Отто (Питер Герети), ни тем более двоюродная сестра Пита, мать-одиночка Джулия (Марин Айрленд), и кузен Тейлор (Шейн Макрэй), ставший копом, не знают выросшего Пита в лицо. Так что наш герой, подделав водительские права, выдает себя за члена семьи Бернхардтов и втирается в доверие к «родственникам». Ему нужны деньги, чтобы выкупить своего брата Эдди (Майкл Драйер), которого Винс держит в плену. А у бабушки деньги явно есть, хотя и чужие: семья занимается освобождением преступников под залог. Залоги должны храниться в семейном сейфе. Остается только узнать комбинацию сейфа и забрать бабло, но…
Идея сериала была придумана двумя знаменитостями — сценаристом Дэвидом Шором (создателем «Доктора Хауса») и Брайаном Крэнстоном (исполнителем главной роли в культовом сериале «Во все тяжкие» и тоже сценаристом). Еще в 2015 году была снята пилотная серия для CBS, но боссов телеканала она не впечатлила, и они не дали проекту ходу. К счастью для авторов, историей заинтересовался интернет-сервис Amazon, который согласился выпустить сериал к 2017 году. Правда, Дэвид Шор выпал из проекта (хотя в титрах остался), поэтому шоураннером был назначен Грэм Йост — создатель популярного сериала «Правосудие».
Йост привел нескольких «своих» актеров и изменил концепцию — в сторону «горизонтального» сюжета. Кроме того, злодейская роль Брайана Крэнстона была значительно укрупнена, а интрига стала еще более разветвленной. В окончательном варианте сценария первого сезона возник очень важный сюжет, связанный с крупным мошенничеством в духе «Аферы» или «Одиннадцати друзей Оушена». О подробностях, разумеется, умолчим, чтобы не раскрыть читателю всех карт. Заметим лишь, что вплоть до последнего эпизода первого сезона зритель при всем желании не сумеет угадать, удалось ли тщательно спланированное жульничество и кто кого в итоге перехитрил.
Скорее всего, начальство CBS уже сто раз пожалело, что отказалось от сериала. Рейтинг «Хитрого Пита» на IMDb — 8.40, отзывы — благоприятные, и через пять дней после того, как первый сезон завершился, сериал был продлен на второй, а через год — и на третий, ставший финальным. В этих сезонах немало экранного времени тоже отведено «многофигурным» аферам (сначала — операции по выманиванию у босса черногорской мафии огромного куша, потом — продаже украденной картины Вермеера). Тем не менее, основной сюжет всякий раз крутится вокруг членов семейства Бернхардтов. Они то и дело попадают в разнообразные передряги и главному герою — на правах Пита — приходится их выручать.
Заметим, что новые «родственники» героя тоже ничуть не похожи на улыбчивых садовых гномиков. Люди, которые постоянно имеют дело с преступниками, сами должны быть тертыми-кручеными-верчеными и ходить по краешку закона. Грэм Йост не случайно взял Марго Мартиндейл на роль Одри: он хотел, чтобы у героини был внушительный «стервозный» бэкграунд. Да и Отто, бывший коп, много чего повидал. И хотя их не посещает мысль о том, что колобок, прикатившийся обратно к деду и бабке, — фальшивый, главному герою приходится постоянно быть настороже. Он ведет себя как полноправный член семьи (помогает «сестрам» и «кузену», наставляет юную «племянницу»), но поначалу чувствует себя эдаким шпионом в стане врага: зазеваешься — и «легенда» лопнет.
Джованни Рибизи в последние годы нечасто мелькал в кино и на ТВ, а ведь актер замечательный, и бенефисная роль тому подтверждение. Наблюдать за главным героем — чистое удовольствие. Даже в минуты самой отчаянной лжи он умеет выглядеть убедительно, сохраняя честное и печальное лицо. Сценаристы постоянно ставят герою препятствия, а он мастерски импровизирует и может выкрутиться даже из ситуаций на грани провала. Зрителю ничего не остается, как «болеть» за отрицательного персонажа. Брайан Крэнстон, соавтор сценария, не пытается превратить Мариуса-Пита во второго Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие», но принцип построения образа примерно тот же: мы невольно сочувствуем человеку, загнанному в угол обстоятельствами. Его забота о близких людях как бы «перевешивает» неблагородные методы, благодаря которым ему удается выжить. В 2000 году в фильме «Угнать за 60 секунд» двадцатипятилетний Рибизи был непутевым братом матерого Николаса Кейджа. Тому приходилось нарушать закон, вытаскивая родственника из криминальной передряги. Теперь же в братском тандеме Рибизи сделался старшим. И настоящий его брат Эдди, и ненастоящая «родня» — все они вынуждены полагаться на Мариуса (Пита): на его ум, ловкость, изобретательность.
Американские любители остросюжетных драматических шоу, доискиваясь до сюжетных истоков «Подлого Пита», наверняка вспомнят еще и недавний сериал «Банши» о воре-самозванце. Там главный персонаж, тоже после отсидки в тюрьме, приезжает в небольшой городок и изображает нового шерифа. Кто-то наверняка вспомнит и семейку Аддамс, в которую внедряется псевдобрат Фестер (оказавшийся, впрочем, настоящим). У российских же зрителей (особенно тех, кому за сорок), думаю, в первую очередь возникнет иная близкая ассоциация: пьеса Александра Вампилова «Старший сын», по которой в 1975 году Виталий Мельников снял одноименный фильм с Николаем Караченцовым. По сюжету, студент Вова благодаря подслушанному разговору «внедряется» в семью вдовца-музыканта Сарафанова и выдает себя за его внебрачного сына. Масштабы афер несопоставимы, и у Вампилова-Мельникова нет криминала. Веселому авантюристу и его приятелю, попавшим в пригород осенним вечером, всего-то надо отсидеться до утра, когда электричка снова начнет ходить. Тем не менее оба сюжета объединены важным нюансом: и там, и здесь нам любопытно наблюдать, как герой постепенно начинает воспринимать фиктивных родственников как настоящих, чужую семью — как свою, беды посторонних людей — как проблемы близких.
В самом первом эпизоде «Подлого Пита» у Мариуса из всех родных на свете — один непутевый брат. К концу сезона он обрастет семейством. Сможет ли профессиональный мошенник легко сбросить чужую личину, выкинуть из памяти Бернхардтов и отряхнуть прах выдуманного образа после того, как дела сделаны и цели достигнуты? Сами увидите.