Сериалы-XXI. Агент Петрушка, ракета «Шпилька» и другие чудеса природы

Сериалы-XXI. Агент Петрушка, ракета «Шпилька» и другие чудеса природы

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Тредстоун (Treadstone). США, 2019.

Жанр: шпионский боевик.

Кто придумал: Тим Кринг.

Кто участвует: Джереми Ирвин («Боевой конь», «Большие надежды»), Трэйси Айфичор (сериалы «Череп и кости», «Куантико»), Омар Метуолли («Воздушный маршал», сериал «Любовники»), Хан Хё-джу («Красавица», сериал «Параллельные миры»), Брайан Дж. Смит (сериалы «Восьмое чувство», «Звездные врата: Вселенная»), Габриэль Шарницки («Месмер», сериал «Дьяволы»), Эмилия Шуле («Крутые девчонки», сериал «Берлинская  резидентура»), Мишель Форбс («Среди акул», сериал «Звездный крейсер Галактика»), Майкл Гэстон (сериалы «Менталист», «Последний кандидат»), Тесс Хобрич («Некромант», сериал «Плохие мамочки»), Патрик Фьюджит («Почти знаменит», сериал «Изгой»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 6 из 10.

 

«Цикады — чудные создания! Они зарываются в землю, близко от поверхности, сидят там годами и ждут. А затем они пробуждаются от долгого сна и вскоре умирают. Но перед этим успевают достигнуть цели…» Этот прочувственный монолог произносит в начале первого эпизода сериала немолодой человек в белом халате, похожий на классического «безумного ученого». Действие происходит в Восточном Берлине в 1973 году, а ученый — не энтомолог, а психолог на службе КГБ: затаившиеся цикады для него — символ «спящих» агентов. Их по специальной программе «зомбируют», тщательно стирают им память, внедряют ложные воспоминания и превращают в эдакие бомбы замедленного действия. Они могут годами жить, не догадываясь о программе, которая в них заложена. Но в нужный момент агента можно «пробудить», вручить фото будущей жертвы и послать убивать. И он послушается. Таким «спящим агентом» кагэбэшники собираются сделать попавшего в плен оперативника ЦРУ Джона Рэндольфа Бентли (Джереми Ирвин). Герою удается сбежать из плена, но… 

Американский беллетрист Роберт Ладлэм (1927–2001) за свою жизнь сочинил много остросюжетных романов, очень неплохого качества, однако на весь мир прославился циклом об агенте спецслужб Джейсоне Борне. Три первых книги Ладлэм создал сам, а после его смерти эстафету подхватил Эрик Ван Ластбейдер, который написал еще более десятка книг о Борне. Главная особенность суперагента состояла в том, что отличная спецподготовка соседствовала в нем с редкостным беспамятством: его натаскивали методами, которые вызывали амнезию, а потому Борн всю дорогу пребывал в сомнениях, не позабыл ли он о каких-то своих жутких поступках, и вообще — хороший он парень или плохой? Некоторое время Борн даже не исключал, что может оказаться, по совместительству, международным террористом по имени Ильич Мария Санчес и по прозвищу Карлос или Шакал. Но потом реального Карлоса все же отловили и посадили пожизненно, после чего наш герой вздохнул с облегчением и занялся своими шпионскими делами. В кино роль Борна несколько раз сыграл Мэтт Дэймон. Причем на экране герой оказался еще более рисковым парнем, чем в книге: например, не боялся прилететь в Россию с фальшивым паспортом, где значилось имя Ащьф Лштшфум (позднее похожей абракадаброй — ЛСДУЗ и ЙФЯУ9 — замаскировали в реестре недвижимости имена сыновей генпрокурора РФ, но это было уже не так круто).

Хотя в титрах сериала говорится о том, что его сценарий основан на «борновском» цикле, самого именитого героя здесь нет, он вообще ни разу не упомянут. По сути, перед нами — спин-офф цикла. Из романов была взята только программа «Тредстоун» — в основе та же самая, с беспамятными агентами-«цикадами». Ее, по сюжету, используют в наши дни спецы из ЦРУ. Уж не знаю, существует ли подобная методика «зомбирования» агентов в реальной жизни, но в детективной литературе она известна задолго до книг Ладлэма и Ластбейдера: как минимум с 1959 года — после выхода в свет романа Ричарда Кондона «Манчжурский кандидат», по которому в 1962 году Джон Франкенхаймер снял одноименный политический триллер. Под гипнозом в мозг героя, попавшего в плен во время корейской войны, «впечатывали» команду, при активизации которой он становился послушным убийцей. Этот сюжетный ход четверть века спустя был спародирован в комедии Дэвида Цукера «Голый пистолет»: здесь в «спящего агента» превращали  профессионального бейсболиста, который и не знал о том, что будет использован для покушения на королеву Великобритании…

Но вернемся к сериалу «Тредстоун». Из 1973 года действие переносится в современность. Из Восточного Берлина — в Лондон. Северокорейский генерал говорит американской журналистке Таре Коулман (Трэйси Айфичор), что кто-то неизвестный «будит» агентов из проекта «Тредстоун», к тому времени уже закрытого. Но люди-то остались! И теперь эти сомнамбулы с навыками киллеров и супербойцов начинают выполнять приказы, которых они не могут ослушаться: заложенная программа подавляет способность к сопротивлению.

Сериал понравится тем, кто любит боевики. На экране разворачиваются, один за другим, эпизоды в стиле action, почти без пауз. Беготня по пересеченной местности (включая все элементы паркура), погони на автомобилях и мотоциклах, рукопашные бои и схватки с применением разных видов оружия (холодного и огнестрельного). Не все «цикады» доживут до конца сериала, но их «объектам» повезет еще меньше. В самом начале жертвой станет уже упомянутый северокорейский генерал — и он окажется в начале длинного списка…

Создатель «Тредстоуна» Тим Кринг — известный шоураннер: он был, например, автором нескольких успешных телепроектов, среди которых «Герои» и «Расследование Джордан». Однако его вариацию на тему «борнианы» трудно признать удачной. Достоинство сериала (обилие качественного action) быстро превращается в недостаток. «Кринг нагромождает сюжетные повороты, но его не волнует, правдоподобны ли они и вообще насколько они необходимы, — замечал обозреватель канадского NOW Magazine. — В результате это скорее утомляет, чем развлекает». Калейдоскопически быстрая смена боевых сцен превращается в мельтешение, обилие героев мешает следить за сюжетом, от постоянных перескоков из 1973 года в наши дни и обратно кружится голова, а в глазах рябит от непрерывной смены места действия: Венгрия — Северная Корея — Соединенные Штаты — Китай — Арктика — Гана — Россия — Греция — Колумбия… И это, как вы догадываетесь, далеко не полный список.

Российскому зрителю, конечно, не привыкать к персонажам, которые уверенно говорят по-русски с чудовищным акцентом. Но в этом повествовании раздражает число всевозможных нелепостей. К примеру, выглядит довольно бредовой история о спрятанной где-то в Курской области под присмотром бывшей сотрудницы КГБ Петры Андроповой советской ядерной ракете «Шпилька-6», которую уже в наши дни некто Юрий Линев, экс-начальник и экс-любовник Петры (он ласково называет ее «Петрушка»), хочет продать северокорейским заговорщикам, чтобы те смогли сместить существующую власть в Пхеньяне. Каким образом ржавая контрабандная ракета из СССР пошатнет режим  в Северной Корее, неясно, кажется, и самим авторам. Чем помогут заговорщикам «пробужденные» по всему миру секретные агенты? Тоже большой вопрос. По какому принципу и кем выбираются жертвы «цикад»? Внятного ответа по-прежнему нет, зрителям остается лишь строить догадки. Ближе к финалу первого сезона авторы просто отмахиваются от сюжетного узла со «Шпилькой-6», поскольку сами, кажется, уже толком не понимают, как его половчее развязать…

В мае 2020 года было объявлено о закрытии сериала после первого сезона. Теперь мы вряд ли узнаем, сколько агентов «Тредстоуна» так и остались в «спящем» состоянии. Ну и отлично, что не узнаем. Пусть они себе живут нормальной жизнью и никого не трогают.