Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Мне это не нравится (I Am Not Okay with This). США, 2020.
Жанр: фантастика, драмеди.
Кто придумал: Джонатан Энтвистл, Кристи Холл (по одноименному комиксу Чарльза Форсмана).
Кто участвует: София Лиллис («Оно», сериал «Острые предметы»), Уайатт Олеф («Оно», «Стражи Галактики»), София Брайант (сериалы «Кодекс», «Хорошая жена»), Кэтлин Роуз Перкинс («Десять лет спустя», «Пакт»), Захари С. Уильямс (сериалы «Я, Фрэнки», «Гринлиф»), Ричард Эллис («Плохая ведьма», сериал «Вероника Марс»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.
Сериал начинается с флэш-форварда: главная героиня, семнадцатилетняя старшеклассница Сидни Новак (София Лиллис) из Богом забытого американского городка, бежит по дороге. Она одна, вся в крови (и это явно не ее кровь), на шее висят солдатские жетоны. Почему она бежит? Почему так выглядит? Почему на шее жетоны? Только в самом последнем эпизоде авторы нам кое-что объяснят и ответят на некоторые вопросы, однако одна весьма важная тайна так и останется нераскрытой: ее, как видно, приберегли для второго сезона.
Вернемся, однако, из будущего в настоящее. «Дорогой дневник!» — такими словами будут начинаться почти все серии. Это школьный психолог настоятельно посоветовала Сидни вести записи, чтобы оставлять на бумаге проблемы и символически освобождаться от них.
А проблем хватает. Среди них одна огромная (совсем недавно любимый папа девушки без видимых причин покончил с собой в подвале их дома), а есть довольно мелкие — вроде прыщей на ноге или необходимости таскаться пешком за продуктами в далекий магазин. Мама девушки, Мэтти (Кэтлин Роуз Перкинс), служит официанткой в местном кафе и почти все время проводит на работе, так что Сидни должна приглядывать за малолетним братом. Юный Лиам (Эйдан Вожтаг-Хиссонг) — умный, забавный ребенок, но пока не может постоять за себя. А с единственной подругой девушки — красоткой Диной (София Брайант) — наша героиня видится все реже, потому что у Дины роман со спортивной звездой их класса Брэдом (Ричард Эллис), красавчиком и редкостным придурком.
В общем, большая беда слипается с мелкими в один пестрый ком, и он начинает давить на Сидни изнутри. И когда боль, тоска и злость на весь мир переполняют девушку, случаются Очень Неприятные Вещи — то, чего нет в реальной жизни, зато полным-полно в разноцветных комиксах про людей со сверхспособностями. «Мне кажется, что внутри меня происходит что-то ужасное», — напишет героиня в своем дневнике. Но, в отличие от Людей Икс и им подобных, Сидни не может контролировать свой разрушительный дар…
На сценариста и режиссера Джонатана Энтвистла любители сериалов обратили внимание после выхода на телеэкраны английского драматического шоу «Конец ***ного мира» (2017 — 2019), снятого по комиксу Чарльза Форсмана. И едва только стриминговый сервис Netflix, по своему обыкновению, выложил целиком первый сезон «Мне это не нравится» (семь эпизодов по 23 минуты), некоторые критики объявили: да, мол, это неплохо, но автор второй раз вступает в одну и ту же тематическую реку.
Главное сходство новой работы с прежней в том, что главные герои — и Сидни, и ее новый дружок Стенли Барбер (Уайатт Олефф) — тоже выглядят фриками, органически не способными нормально существовать в школьной среде, комфортной для спортсменов и черлидерш. Для зрителей старшего поколения имеется и сюжетная отсылка к культовому фильму 80-х «Клуб „Завтрак“» (режиссер Джон Хьюз), где героям приходится расплачиваться за свою «перпендикулярность» школьным правилам и условностям. Но…
Но сериал 2020 года принципиально отличается от предыдущей работы Энтвистла: сверхъестественные способности главной героини неизбежно переводят все повествование в иной жанровый регистр. Многие уже обратили внимание на сходство Сидни с Кэрри из одноименной фантастической повести Стивена Кинга. Обе девушки владеют телекинезом и обеим трудно удержать свой дар внутри — особенно если злость и ярость подталкивают его к выходу. Визуально пробег героини из упомянутого флэшфорварда выглядит цитатой из знаменитой первой экранизации повести, снятой Брайаном Де Пальма еще в 70-е.
К ассоциациям с миром Стивена Кинга зрителей настойчиво подталкивает и кастинг: как известно, Лиллис и Олефф снялись в фильме, поставленном по роману «Оно». Новый телесериал по стилю и тематике близок также и к «Очень странным делам» (вновь девочка-подросток, опять юные фрики, снова таинственные и грозные сверхспособности, природа которых неясна): формально Кинг не имеет отношения к этому шоу, но дух ранних сочинений «короля ужасов», безусловно, витает над сериалом.
Аллюзионность и цитатность подобного рода полезны для маркетинга: зрители, которые ищут среди драматических шоу уже нечто знакомое в «подростково-мистическом» ключе, сразу же берут такой сериал на заметку. Молодым актерам тоже приятно вернуться к образам, сходным с теми, что способствовали их популярности. Но этот же метод таит в себе и немалую угрозу: перебор с цитатами и отсылками к предшественникам ставит под сомнение новизну сюжета, а свежеснятый сериал начинает выглядеть ремейком…
Сегодня рейтинг сериала, в целом, неплохой, отзывы благожетальны, и велик шанс, что через год мы увидим второй сезон «Мне это не нравится». Да, «прививка» школьной темы в духе Джона Хьюза к фантастико-мистическому сюжету дала необходимый эффект: зритель обратил внимание. Но что дальше? Второй сезон может спасти сериал — если сценаристы выхватят, как туз из рукава, некий нестандартный сюжетный финт (концовка 7 эпизода на эту возможность намекает). Но может и погубить — если создатели продолжат топтаться на все той же «стивенкинговской» площадке, не в силах с нее уйти.
Под лежачий камень вода не течет. Надеемся, что Джонатану Энтвистлу надоест играть по правилам и захочется рискнуть: начать рассказывать неожиданную и нестандартную фантастическую историю — под стать самой главной героине. Она это вполне заслужила.