Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Авеню 5 (Avenue 5). США, 2020.
Жанр: фантастика, черная комедия.
Кто придумал: Армандо Ианнуччи.
Кто участвует: Хью Лори (сериалы «Дживс и Вустер», «Доктор Хаус»), Джош Гад (сериалы «Комедианты», «Вашингтонские байки»), Зак Вудс (сериалы «Кремниевая долина», «Бухая история»), Ребекка Фронт («Шоу Эйхмана», сериал «Льюис»), Сьюзи Накамура (сериалы «Доктор Кен», «Вместе»), Ленора Кричлоу (сериалы «Иллюзия», «Смерть в раю»), Никки Амука-Берд (сериалы «Выжившие», «По расчету»), Энди Бакли (сериалы «Игра в ложь», «Офис»), Мэттью Бирд (сериалы «Дракула», «Убийство по Фрейду»), Итэн Филлипс («Внутри Льюина Дэвиса», сериал «Лучше звоните Солу»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 7 из 10.
Не очень отдаленное будущее. Человечество успело отравить Тихий океан и смириться с этим. В США — два президента одновременно (один из них робот). В моде — брачные союзы сразу трех партнеров. Но, в целом, интересы людей, особенно богатых, не слишком сильно изменились: они по-прежнему любят круизы, только не на океанских лайнерах, а на космических — вроде того, что появлялся в фильме Люка Бессона «Пятый элемент».
Один из таких супер-пупер кораблей, «Авеню 5», совершает туристический полет в районе Сатурна. На борту — пять тысяч пассажиров, среди которых сам хозяин корабля, безбашенный крашеный блондин Герман Джадд (Джош Гад), а также доблестный экипаж во главе с седовласым капитаном Райаном Кларком (Хью Лори). В самом начале сериала на корабле происходит внезапная авария, из-за которой меняется траектория движения корабля. И после подсчетов выясняется, что из-за смены орбиты путешествие займет не четыре недели, а три года. Ясно, что ни капитана, ни пассажиров эта новость не радует…
Сделаем небольшое отступление. Жанр космической робинзонады, в которую оказывается вовлечено множество персонажей, для мировой литературной фантастики — не редкость. Достаточно вспомнить, например, рассказ Клиффорда Саймака «Поколение, достигшее цели», романы «Пасынки Вселенной» Роберта Хайнлайна, «Нон-стоп» Брайана Олдисса, «Плененная Вселенная» Гарри Гаррисона, «Астронавты» Станислава Лема и др. В 1974 году и в СССР была опубликована книга Владимира Михайлова на сходную тему — роман «Дверь с той стороны», где во время космического полета вещество корабля (вместе с экипажем) превратилось в антивещество, а потому герои не могли вернуться на Землю и вынуждены были страдать, физически и душевно. Во всех случаях авторы названных книг были серьезны, а героям по мере развития сюжета приходилось решать разнообразные проблемы — технические, социальные, психологические и т. д. Велик соблазн поместить «Авеню 5» в этот же ряд, но лучше, пожалуй, этого не делать: ведь авторы не столько развивают данный сюжет, сколько жесточайшим образом издеваются над ним…
Создатель сериала, английский режиссер и сценарист Армандо Ианнуччи, хорошо известен и у себя на родине, и в США, и в России. Английская публика высоко оценила его сатирический сериал «Гуща событий», где высмеивались «подковерные» игры британских политиков первого эшелона. Американцы три года подряд присуждали премию «Эмми» его комедийному сериалу «Вице», где вашингтонские политики выглядели забавными (а порой и отталкивающе-забавными) безумцами. Российские зрители запомнили фамилию Ианнуччи после того, как Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у его черной комедии «Смерть Сталина», усмотрев в ней «возбуждение ненависти и вражды, унижение достоинства российского (советского) человека» и т. п. Одна из депутаток Госдумы — Елена Драпеко — назвала картину «пасквилем», «попыткой убедить нас, что и страна у нас ужасная, и народ у нас идиот, и правители наши дураки». К счастью новый сериал Ианнуччи — по жанру фантастика: ведь если бы корабль «Авеню 5» не был выдумкой, а существовал реально, то его владелец тоже, наверное, охарактеризовал бы сериал Ианнуччи примерно в таких же выражениях.
Судите сами. Уже в первом эпизоде выясняется, что весь чудо-корабль — форменная показуха. После того, как в самом начале пятнадцати минут нелепо погибает неформальный руководитель космического проекта, становится понятно: большинство демонстрируемых пассажирам атрибутов звездолета является сущей «липой». Бравый капитан Кларк на самом деле — виноторговец и принят на службу ради внушительной внешней фактуры. Капитанский мостик — фальшивка; ни штурвал, ни кнопки ни к чему не подключены. Что же касается красивых людей, сидящих в капитанской рубке и говорящих умные слова, то они всего лишь нанятые актеры. Да, где-то в дальних отсеках скрыто несколько спецов, но их слишком мало, чтобы всерьез повлиять на ситуацию.
Каждый эпизод сериала — очередная проблема на борту вкупе с самым нелепым решением проблемы. Каждый раз «Авеню 5» превращается в дурдом, а в финале толпа в очередной раз кричит «Ура!» и бросает в воздух аналоги чепчиков — вплоть до нового затыка. Авторы не щадят никого: пассажиры выглядят придурками, готовыми поверить любой чуши, зитц-капитан корабля — печальный пьяница, хозяин корабля мистер Джадд — кретин и нарцисс, помощница Джадда Айрис Кимура (Сьюзи Накамура) — капризная стерва, менеджер по работе с пассажирами Мэтт Спенсер (Зак Вудс) — в полном неадквате, и даже корабельный стендапер (Химеш Патель) не в состоянии придумать ни одной смешной шутки.
Впрочем, и те, кто остались на Земле, — ничуть не лучше, они — точно такие же недоумки, не способные сложить два и два. Например, Руководитель ЦУПа (Никки Амука-Берд) может лишь суетиться, но не в состоянии принять ни одного мало-мальски логичного решения. В НАСА требуют за помощь в спасении людей каких-то несусветных денег. А робот — один из двух президентов США — предлагает начальнице ЦУПа обдумать вариант по сокращению числа пассажиров: если, мол, человек пятьсот просто взять и выкинуть за борт, то участь оставшихся, быть может, окажется намного лучше…
Да, тотальный дурдом — это смешно, а местами очень смешно. Но для «долгоиграющего» действа в этом же таится главная опасность: если не считать пьяницы-как-бы-капитана с неубиваемой харизмой Хью Лори и невезучего инженера Билли Макэвой (Ленора Кричлоу), больше никто из персонажей не вызывает зрительского сочувствия. Авторы демонстрируют нам катастрофу, число трупов за бортом растет, но никого особенно не жалко. Выживут они? Сгинут в вакууме? Да какая разница! Едва ли не каждый персонаж — потенциальный обладатель «премии Дарвина».
Будет ли снят второй сезон? Далеко не факт. Рейтинг, поначалу неплохой, к финалу заметно сдулся. Как бы ни был замечателен всеобщий любимец Хью Лори, он тут — при всем желании — в принципе не способен спасти всех: ни экипаж, ни пассажиров, ни режиссеров, ни продюсеров, ни самого маэстро Армандо Ианнуччи в том числе.