Сериалы-XXI. Фемида в мундире

Сериалы-XXI. Фемида в мундире

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Кодекс (The Code). США, 2019.

Жанр: военно-юридическая драма с элементами мелодрамы.

Кто придумал: Крэйг Суини и Крэйг Турк.

Кто участвует: Люк Митчелл («Семь минут», сериалы «Люди будущего», «Агенты «Щ.И.Т.»), Анна Вуд (сериалы «Безрассудный», «Братья и сестры»), Ато Эссандо (сериалы «Винил», «Рассказы из Петли»), Филиппа Су («Гамильтон», сериал «Жизнь как шоу»), Раффи Барсумян (сериалы «Бесстыжие», «Дневники вампира»), Дана Дилэйни (сериалы «Следствие по телу», «Дикие пальмы», «Десница божья»), Джастин Котсонас (сериалы «Подлый Пит», «Голубая кровь»), Роберт Пикардо («Зловещий особняк», сериал «Правосудие»), Марк Деклин (сериалы «Мир Реки», «Отчаянные домохозяйки»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

В чем разница между военными юристами и обычными? Не только в том, что первые — в отличие от вторых — носят военную форму и отдают честь в качестве приветствия. Но и в том, что над ними блистают два светила — Закон и Приказ, и одно порой может затмевать другое. Герои этого телесериала вынуждены подчиняться, условно говоря, двум античным божествам одновременно. Фемида (она же Юстиция), богиня правосудия, требует, чтобы каждый виновный был наказан, а каждый невиновный отпущен на свободу. Для Ареса (он же Марс), бога войны, отдельный человек с отдельной судьбой совсем не важен. Исход битв решают массы, и даже если некоторое количество людей погибнет напрасно или по вине командира, родственники людей в мундирах не могут отстаивать свои права в суде. А если ты все-таки посмеешь затеять тяжбу и попробуешь призвать военное ведомство к ответу, жди беды…

В этом сериале  «горизонтальной» — то есть длящейся на протяжении всего сезона — сюжетной линией станет упомянутый выше конфликт между Марсом и Юстицией. Алекс Хант (Джастин Котсонас), вдова морпеха, погибшего в первой же серии, попытается наказать тех, кто невольно или намеренно прикрывал убийцу ее мужа, и на фоне этой даже не тяжбы, но всего лишь долгой подготовки к ней будут разворачиваться мини-сюжеты остальных одиннадцати серий. Подобно всякому процедуралу, «Кодекс» складывается из россыпи частных случаев. Военные — «люди как люди», и преступления вне поля брани они совершают примерно такие же, как и в «гражданских» сериалах. Убийство из ревности, торговля наркотиками, самоуправство, преступное вторжение в частную жизнь (при помощи жестоких роликов в Интернете) и тому подобное. Но, естественно, у большинства дел — своя специфика, которая вызывает у зрителя дополнительный интерес к юридической «фактуре». Каждый из эпизодов займет свое место в одном большом мозаичном полотне и поможет с разных сторон познакомиться с главными и второстепенными персонажами этого драматического шоу. У каждого — свои обстоятельства, и непростые.

Вот капитан Джон «Эйб» Абрахам (Люк Митчелл), который на процессах представляет сторону обвинения. С самого начала мы знаем, что он воевал в Афганистане, был ранен в бою и, поскольку больше не мог принимать участие в миссиях (как морпех), стал юристом. В конце нам расскажут о трагических подробностях того самого боя, а пока герой делает все возможное, чтобы преступники в военной форме понесли наказание. Принадлежность к «корпорации» морпехов — и благо, и зло. С одной стороны, человек чувствует себя частицей внушительной силы с благородным бэкграундом. С другой стороны, эта сила может быть и косной, если раскрытие конкретного преступления сочтут посягательством на честь всей корпорации. Попробуй добиться свидетельских показаний от военнослужащих, не желающих прослыть «стукачами», выносящими сор из избы, и «непатриотами». Те, кто смотрел картину Роба Райнера «Несколько хороших парней», наверняка помнит, как адски трудно было военным юристам из этого фильма преодолеть заговор молчания, посадить на скамью подсудимых негодяя-командира (роль Джека Николсона) и заставить его расплатиться за содеянное…

Еще один из главных персонажей — лейтенант Харпер Ли (Филиппа Су). С самого начала героиня простодушно признается, что, несмотря на свое знаменитое имя, так и не прочла роман «Убить пересмешника», а только видела фильм с Грегори Пеком. Мелочь, казалось бы? Но нет: это важная деталь, которая свидетельствует не об ограниченности героини, но об ее «упертости» (в хорошем смысле слова). Харпер презирает условности. Дочь очень богатых родителей, она надела военную форму не из прихоти, а по убеждению. То, чем она занимается на военно-юридической службе, кажется ее близким — включая жениха — просто экзотикой, но это часть ее жизни. Даже коллеги-юристы поначалу смотрят на «упертую» Харпер с легким удивлением, которое, однако, сменяется уважением — когда выясняется, что лейтенант способна на Поступок: не только в зале суда, но и в бою. Зритель знает немножко больше, чем героиня. Девушка долгое время надеется, что ее отношения с женихом как-то наладятся, войдут в колею, а мы-то понимаем, что этот союз обречен. Двух хороших и красивых людей не связывает ничего, кроме постели. Для семейного счастья маловато.

Дюжина эпизодов по сорок две минуты каждый — достаточный метраж, позволяющий нам получше узнать всех постоянных участников шоу. Вот майор-адвокат Трой Ферри (Ато Эссандо). Много лет они с женой пытаются завести ребенка: традиционным путем никак не получается, процедура ЭКО недешева. Трой — замечательный профи и надежный друг, но груз личных проблем давит на него, и он почти не улыбается… Вот капитан-адвокат  Майя Доббинс (Анна Вуд). Когда она в зале суда сталкиваются, например, с уже знакомым нам обвинителем Джоном Абрахамом, то за их поединком следишь, как за состязанием фехтовальщиков: искры летят, исход борьбы непредсказуем. Но у Майи есть свой секрет — неразрешимая проблема в семье. Ее родной брат хочет стать федеральным политиком. Он готовится к выборам, просит помощи у сестры, а та видит, что брат психически нездоров, и никакие таблетки ему уже не помогают от мании преследования…

Особое место в сюжете занимает начальница всех упомянутых выше (и многих не упомянутых) персонажей — полковник Гленн Тернбулл. По первоначальному замыслу авторов сериала ее должна была сыграть Мира Сорвино, однако Дана Дилэйни — быть может, еще более удачный выбор. Имя актрисы прячется где-то в титрах, и если посчитать экранное время в минутах, ее роль здесь, наверное, можно отнести к второплановой. Но образ выстроен так, что она, казалось бы, постоянно присутствует  на экране, даже когда не появляется там. После сериала «Следствие по телу» актрису часто приглашают на роли «железных женщин», но, к чести Дилэйни, амплуа пока еще не превратилось в штамп. «Цельнометаллическая оболочка» полковника Тернбулл (если воспользоваться метафорой Стэнли Кубрика) — во многом иллюзия. На самом деле героиня тоже уязвима, и мы видим, как меняется ее лицо, когда она остается одна и подчиненные ее не видят…

К финалу двенадцатой серии все сюжетные узлы, в основном, развязаны, а продолжения не предвидится. Сразу же по окончании драматического шоу телеканал CBS его отменил — из-за не слишком высокого рейтинга и прохладных отзывов критиков. Решение довольно спорное: сериал, в целом, был неплох — лучше многих на том же канале, — а рейтинги могли бы потом и подрасти. Но что сделано, то сделано. «Спасибо всем замечательным людям, которые смотрели „Кодекс“, — написала у себя в Твиттере Дана Дилэйни. — Прошлая ночь стала нашим финалом и, к сожалению, не более того. Я никогда не стану генералом. Но мне очень понравился этот актерский состав, и я знаю, что мы еще встретимся…»