Сериалы-XXI. Мой папа — маньяк

Сериалы-XXI. Мой папа — маньяк

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Блудный сын (Prodigal Son). США, 2019 — 2020.

Жанр: криминальная драма с элементами детектива и триллера.

Кто придумал: Крис Федак и Сэм Склавер.

Кто участвует: Том Пэйн («Грозовой перевал», «Лекарь: Ученик Авиценны»), Лу Даймонд Филлипс («Разрушенный дворец», «Бесшабашное ограбление»), Холстон Сейдж («Матрица времени», сериал «Орвилл»), Беллами Янг («Мы были солдатами», сериал «Скандал»), Аврора Перрино («Пассажиры», сериал «Милые обманщицы»), Фрэнк Хартс («Патерсон», сериал «Оставленные»), Кейко Аджена (сериалы «Девочки Гилмор», «Бесстыжие»), Майкл Шин («Другой мир», сериал «Благие знамения»), Молли Григгс (сериалы «Наследники», «Инстинкт»), Дермот Малруни («Свадьба лучшего друга», «Жизнь в забвении»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

Доктор Мартин Уитли (Майкл Шин) считался достойным членом общества: примерный семьянин, отец двух деток, знаменитый хирург, спасший много жизней. Однако за два десятилетия до начала этого сериала вдруг оказалось, что доктор Уитли — серийный убийца, на счету которого 23 жертвы. И теперь он сидит в одноместной комфортабельной палате нью-йоркской психиатрической лечебницы Клермонт. У него шкаф с книгами, телевизор и телефон, но ему этого мало, хочется большего — регулярного общения с семьей. Понятно, что вернуть расположение жены Джессики (Беллами Янг) Мартину проблематично: она до сих пор в шоке от мысли о том, кем на самом деле был ее любимый муж. А вот за влияние на детей доктор-маньяк надеется побороться. Почему бы и нет? Они ведь были маленькими, когда папашу арестовали, а он был добр к собственным детям (по крайней мере, старался быть таковым). Уитли-старший умен, прекрасно образован, остроумен, хорошо умеет притворяться и может выглядеть обаятельным — как, впрочем, и многие тайные социопаты.

Ключик к дочери Эйнсли (Холстон Сейдж) подобрать, кажется, несложно. Милая девчушка выросла и стала тележурналисткой. В этой профессии она хочет сделать карьеру, и ее можно приманить эксклюзивным интервью со знаменитым маньяком (то есть с папочкой). Но как завлечь в свои сети сына? Малкольм (Том Пэйн) боится, что отцовские гены дадут о себе знать, а потому старательно дистанцируется от папы. Он даже берет другую фамилию — Брайт, чтобы окружающие не связывали его с Уитли-старшим, и уезжает в столицу — работать консультантом в ФБР. Однако в самом начале сериала Малкольм уволен из Бюро и возвращается в родной Нью-Йорк, где старший друг Гил Арройо (Лу Даймонд Филлипс) берет его на работу в полицию — тоже психологом. Его излюбленный метод — «смесь психологии и импровизации». Нашего героя недаром называют Шерлок Фрейд: он умеет замечательно вживаться в образ убийцы, чтобы составить его «профиль» (сыну маньяка такое удается блестяще). Однако наследственность дает о себе знать и кое в чем другом. Малкольм страдает от ночных кошмаров, плохо спит, мало ест, а в минуты волнения его рука начинает дрожать — тремор. В его прошлом есть тайна, связанная с отцом, но мозг заблокировал детские воспоминания — они слишком ужасны и могут свести героя с ума…

«Блудный сын» — название парадоксальное. В библейской притче, откуда пришло данное выражение, сына обуяла гордыня и он покинул семью, но затем был вынужден вернуться, припасть к ногам отца и покаяться. Малкольм тоже отказывается от отца, но причины, сами понимаете, совсем иные, и никакого покаяния быть не может. В чем каяться? В том, что яблочко откатилось от яблони и сын маньяка упорно не желает превращаться в подобие папаши? Тем не менее, сюжет выстроен так, что Малкольму чаще всего достаются дела, в которых преступник — психопат. Чтобы добраться до него поскорее, наш герой вынужден консультироваться у отца. Все-таки нормальному человеку трудно «влезть в шкуру» серийного убийцы, а доктору Мартину Уикли для этого и стараться особенно не надо.

Хотя сценарист Крис Федак участвовал, по преимуществу, в создании фантастических сериалов («Чак», «Вечность», «Легенды завтрашнего дня»), в жанре детектива он тоже неплохо подкован. Зритель легко заметит в сюжете «Блудного сына» явные отголоски двух несомненных хитов минувших лет — классического триллера «Молчание ягнят» и детективного сериала «Декстер». Доктор Уитли — почти такой же маньяк-консультант, как и Ганнибал Лектер, и тоже заперт в клетке (правда, маску на лице он не носит, зато прикован к стене с помощью металлического троса; посетитель, не заступивший за красную черту, ничем не рискует).

Как и в «Декстере», главному герою удается использовать маньяческие навыки (правда, не собственные, а отцовские), так сказать, в мирных целях. Малкольм понимает, что долгое общение с массовым убийцей, может, и полезно для дела, но токсично — небезопасно для психического здоровья. Добро, принявшее помощь от Зла, уже не вполне безупречно. Но для героя «Блудного сына» дело важнее душевного комфорта. Более того: трудоголизм спасителен для Малкольма. Именно работа помогает ему глушить кошмары, рожденные событиями прошлого. «Я сам — травма, — признается герой. — Я хорошо работаю, потому что эта травма помогает понимать людей. Вот почему меня надо не отстранять, а привлекать». 

Как и положено в сериалах о поисках преступников, Малкольм действует в команде. В самом начале, как только он приступает к работе полицейского консультанта, у него лишь один союзник — лейтенант Арройо: он, единственный, знает, что нашему герою можно доверять. Его напарники — Дэни Пауэлл (Аврора Перрино) и Джей-Ти Тармель (Фрэнк Хартс) — относятся настороженно к сыну маньяка, но к финалу меняют свое отношение к лучшему. Самый трогательный персонаж во всей команде — эксперт-криминалист Эдриса Танака (Кейко Аджена). Профессиональные навыки немолодой японо-американки безупречны, а в остальном она говорит и действует невпопад. Это, впрочем, не мешает ей относиться к главному герою с таким гипертрофированным пиететом сродни влюбленности, что каждая их совместная сцена даже к самому драматическому сюжету добавляет комедийных нюансов. Но, конечно, наиболее интересны совместные сцены Малкольма с отцом. Их разговоры, даже если они внешне спокойны, — настоящая борьба. Уитли-младший, пользуясь советами отца, все равно не желает уменьшать дистанцию между ними. В свою очередь, доктор Уитли, пытаясь вернуть в свой обиход общение с сыном, должен убедить его, что папа — не так уж плох. Кстати, иногда ему это удается. Все познается в сравнении. Поскольку «маньяки обожают собираться в стаи», Малкольму есть с кем сравнить папу. Вообразите, в Нью-Йорке имеются монстры и пострашнее доктора-убийцы… 

В первом сезоне двадцать серий. К финалу главные сюжетные линии закруглены, а узлы развязаны (подчас довольно травматично). Но, тем не менее, ничего еще не кончено. Малкольм сумел не превратиться в подобие отца, но и его отец по некоторым причинам не чувствует себя побежденным. Сериал уже продлен на второй сезон. Продолжение следует.