Сериалы-XXI. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Сериалы-XXI. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Незнакомка (The Stranger). Великобритания, 2020.

Жанр: детектив, триллер, драма, мелодрама.

Кто придумал: Харлан Кобен (по мотивам своего романа «Незнакомец»), а также Дэниэл Блоклхерст.

Кто участвует: Ричард Армитедж («Хоббит», сериалы «Север и Юг», «Робин Гуд»),  Шон Дули («Кровавая луна», сериалы «Игра», «Большие надежды», «Порох»), Шиван Финнеран (сериалы «Счастливая долина», «Явления»), Джейк Дадмен (сериалы «Элита», «Медичи: повелители Флоренции»), Энтони Хэд («Представь нас вместе», «Генетическая опера»), Ханна Джон-Кэймен («Человек-муравей и Оса», сериал «Черное зеркало»), Пол Кэй (сериалы «Городские легенды», «Попадец»),  Дервла Кирван («Луна», сериал «Несправедливость»), Стивен Ри («Интервью с вампиром», «Завтрак на Плутоне»), Дженнифер Сондерс («Веер леди Уиндермир», сериал «Замок Бландингс»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

0-ПОСТЕР-1

 

Сериал начинается со странной сцены: по ночному лесу бежит неодетый юноша, за которым кто-то гонится. Дальше авторы знакомят зрителя с двумя полицейскими — Джоанной Гриффин (Шиван Финнеран) и Уэсли Россом (Кадифф Кирван), которым приходится расследовать жестокое убийство альпака.

Еще один сюжетный узел завязывается вначале и быстро выходит на первый план: с главным героем, юристом Адамом Прайсом (Ричард Армитедж), внезапно заговаривает  незнакомка (Ханна Джон-Кэймен) в бейсболке. Если бы Адам читал Булгакова, то, конечно, не стал бы ее даже слушать — и все было бы хорошо. Но он, увы, прислушивается к ней, а та сообщает ему некую шокирующую информацию, которая бросает тень на жену героя — мать двух его детей, лучшую учительницу года Коринну Прайс (Дервла Кирван). И всё: после рокового разговора спокойная  жизнь юриста стремительно полетит под откос.     

Как связаны три сюжетные линии между собой? Поначалу нет никакой ясности, и, что интересно, создатели этого драматического шоу долго не торопятся что-либо объяснять. Наоборот — появляются всё новые и новые герои: владелица кафе Хайди Дойл (Дженнифер Сондерс), разведенный полицейский Джон Кац (Пол Кэй), коп-пенсионер Мартин Киллэйн (Стивен Ри) и другие; у каждого нового персонажа — своя тема, и все они неким странным образом переплетаются. Прибавьте сюда еще и чисто «школьные» тайны, в которые вовлечены дети и Адама, и его соседа Триппа (Шон Дули), и других горожан…

Эта «перенаселенность» отсутствует в романе-первооснове, и смысл всех сценарных добавлений очевиден: создателям важно не только разверстать историю на целых восемь эпизодов, но и максимальным образом запутать зрителя. Детектив есть детектив: в книге важна загадка, а в кино и на ТВ — еще и зрелище. Довольно распространенный для подобных произведений фабульный принцип «яппи в опасности» (чтобы вернуть статус-кво, герой вынужден рисковать)  тут не единственный. Чем дольше зрители не знают, где важное, а где второстепенное, тем дольше сохраняется напряжение. В этом смысле сериал снят очень грамотно: неожиданные повороты не прекращаются до самого финала. Всё может измениться в любой момент, ничего предсказать нельзя. И при этом создатели «Незнакомки» не пренебрегают логикой образов и не грешат волюнтаризмом…

Историю, которая легла в основу сценария, придумал весьма известный американский детективщик Харлан Кобен. Он живет в Нью-Йорке, а вот большая часть его телепроектов реализуются  за пределами США — в Великобритании и во Франции (сам он выступает и в качестве продюсера). Иногда сериалы поставлены по оригинальным сценариям писателя (среди них, например, «Безопасность», о которой мы недавно рассказывали), иногда по мотивам его романов (к примеру, «Без права на второй шанс» или «Не говори никому»).

Сериал «Незнакомка» — экранизация его «внесерийной» книги «Незнакомец» (2015).  Помимо того, что сценаристы — как уже было сказано — умножили количество сюжетных линий, они еще и, по понятным причинам, перенесли действие из Соединенных Штатов в Великобританию. Уже по названию видно и основное отличие романа от сценария: в книге тот самый таинственный человек в бейсболке (The Stranger) — не девушка, а юноша.

Думаю, такой гендерный кульбит — в пользу сериала: актриса Ханна Джон-Кэймен внешне не выглядит эдаким возмутителем спокойствия, и контраст между хрупкостью девушки и ее решительными (и вполне противозаконными) поступками усугубляет зрительский интерес. Вплоть до финала мы не знаем, кто эта девушка и какие мотивы ей движут. Ясно, что не только корыстные. Но самый главный ее бэкграунд долго остается за кадром.

Интерес британцев к сюжетам Корбена, возможно, определяется тем, что они — в большей степени именно «английские», а не «американские» по духу. Всякий раз получается так, что главная причина сегодняшних таинственных (криминальных и пр.) происшествий скрыта в прошлом героев — далеком или сравнительно недавнем. Те «мины», которые люди сами однажды закладывают под свое благополучие и стараются о них забыть, в какой-то момент взрываются, и после этого всё идет наперекосяк. В одном из эпизодов сериала авторы даже почти буквально реализуют идиому «скелет шкафу», делая ее почти зримой. В сериале нет героев, которых можно назвать стопроцентно безупречными. У каждого есть то, что хотелось бы скрыть, — вопрос лишь в серьезности былых проступков и, соответственно, тяжести наказания. Порой расплата многократно перевешивает вину…

И все-таки: почему незнакомка подходит к Прайсу и некоторым другим героям? Ведь большинство из них не так уж богаты и не в состоянии быстро заплатить шантажистам. Однако Харлан Корбен — слишком опытный автор для того, чтобы свести все мотивации девушки к выгоде. Очень быстро выясняется, что незнакомка хочет не только денег, но и справедливости (и ради нее порой готова поступиться и деньгами). В силу обстоятельств, которые станут нам известны в конце, героиня считает себя носителем некоей важной миссии: она хочет разоблачать ложь людей, раскрывать чужие «грязные секреты». Но в конце концов оказывается, что после раскрытия тайн часто страдают люди, совсем уж к ним не причастные (например, дети Прайсов). Таким образом героиня становится — перефразируя строки из «Фауста» — частью той силы, что вечно хочет блага и при этом вечно забывает: благими намерениями чаще всего вымощена дорога в ад…

Ну и напоследок. Сравнивая роман-первоисточник с сериалом, радуешься интересным находкам сценаристов и огорчаешься неудачам. Самый досадный просчет авторов — появление в сериале сюжетной линии (побочной, но довольно важной), где женщина с «синдромом Мюнхгаузена»  имитирует болезни своего ребенка. Это уже третий или четвертый виденный мною сериал, где в той или иной степени используется вполне реальная история. Как романист, Харлан Кобен никогда бы не воспользовался сюжетом, ставшим штампом. Почему он сделал это в сценарии, мне непонятно до сих пор.