Сериалы-XXI. Весь дом — театр

Сериалы-XXI. Весь дом — театр

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Постановка (Staged). Великобритания, 2020.

Кто придумал: Саймон Эванс и Фин Глинн. 

Кто участвует: Дэвид Теннант (сериалы «Доктор Кто», «Благие знамения»), Майкл Шин («Другой мир», «Фрост против Никсона», сериал «Мастера секса»), Джорджия Моффет (сериалы «Доктор Кто», «Мерлин»), Саймон Эванс («Джон Картер», сериал «Льюис»),  Нина Сосанья (сериалы «Казанова», «Виртуозы»), Адриан Лестер (сериалы «Виртуозы», «Травма», «Скрытое»), Сэмюэл Л. Джексон («Криминальное чтиво», «Джанго освобожденный»), Джуди Денч («Влюбленный Шекспир», «Шоколад», «Квант милосердия», «Айрис»).

Жанр: комедия.

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

Эпидемия коронавируса обязательно найдет свое отражение в искусстве — собственно говоря, уже и начала. Не дожидаясь, пока зараза пойдет на убыль, деятели кино уже стали прикидывать, каким образом можно вписаться в популярный — хотя и со знаком «минус» — мировой тренд. И поскольку крупнобюджетные студийные проекты, связанные с присутствием в одном месте большого количества людей, по известным причинам оказались поставлены на паузу, освободившуюся нишу тотчас же заняло локальное авторское кино: то, что сделано за копейки и на чистом энтузиазме, а потому не нуждается в бокс-офисе и может себе позволить свободу распространить готовый контент в сети Интернет. 

Так возник мини-сериал Staged, чье название не вполне точно перевели как «Постановка».  Несмотря на камерность, зрители и критики уже оценили проект по достоинству: на сайте «КиноПоиска» рейтинг 7,985, а по версии IMDb результат и того лучше: 8,70. Не правда ли, для малобюджетки выглядит впечатляюще? Впрочем, не будем забегать вперед. Начнем с цитаты: «Ты перестаешь быть полезным. Театры закрыты¸ аудитории нет, роли иссякают, тебе ничего не предлагают. Ты просто сидишь у окна, мнешь пальцы и надеешься, что все будет хорошо…». Это жалуется один из героев ближе к концу сериала. Сами понимаете, ничего неожиданного в этом монологе нет — просто констатация всем очевидного факта.

Итак, диспозиция такова: два английских актера согласились участвовать в спектакле по известной пьесе итальянского драматурга ХХ века Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Но тут началась пандемия, проект подвис, а бросать его не хочется. И тогда режиссер предложил исполнителям двух главных ролей не тратить «карантинное» время зря, а начать репетировать уже сейчас — онлайн, с помощью зума.  Согласитесь, удобно: когда театры снова откроются и актеры снова начнут борьбу за зрителя («Британцев надо развлекать!»), часть пути в направлении премьеры кое у кого будет уже заранее пройдена. Другое дело, что предложение выглядит довольно необычным. Ни тот, ни другой из актеров — несмотря на многолетний опыт работы в театре и кино — никогда не репетировали «на удаленке», оставаясь дома. Но почему, черт восьми, им не попробовать? В конце концов, надо хоть чем-то заняться. Один из героев развлекается тем, что произносит слова наоборот, другой накачивается пивом. И оба «синхронно» отпускают бороды.

 

ПОСТАНОВКА-ПОСТЕР1

 

Поскольку жанр обозначен как «комедия», зритель быстро поймет, что здравая идея может потерпеть фиаско. Или, в лучшем случае, реализовать свой замысел героям будет ох как непросто. Актеры Дэвид Теннант и Майкл Шин (а также режиссер Саймон Эванс и другие) выступают здесь под собственными именами. Точнее, они с громадным удовольствием изображают карикатурные версии «себя». Дэвид Теннант  — он же сериальные Гамлет и Казанова и, разумеется, Доктор Кто — похож тут на испуганного журавля; он демонстрирует болезненную неуверенность в своих силах и гибкость характера на грани забавнейшего конформизма. В свою очередь, Шин — он же Фрост, который против Никсона, он же премьер-министр Тони Блер в «Королеве» (и не только) и он же еще много кто — делает акцент на неуемном тщеславии своего героя, изводя капризами Тенаннта и требуя, чтобы имя Шина значилось первым на афишах. Совсем недавно оба были партнерами в телесериале «Благие знамения» (по роману Терри Пратчетта и Нила Геймана), и уже тогда зритель увидел, как здорово умеют Теннант и Шин играть в тандеме. Так что режиссер нового сериала просто-напросто воспользовался их готовыми актерскими наработками. Исполнителям не пришлось добиваться «химии» — она у них уже была. Следовало просто-напросто «включить» ее снова.

Обратите внимание на эпизод с участием Сэмюэла Л. Джексона. Любимый актер Квентина Тарантино тоже играет утрированного «себя» и с удовольствием вживается в роль эдакой напористой кинозвезды с амикошонски-хамскими манерами. Из-за Джексона (он, по замыслу авторов, ранее претендовал на роль, которая досталась Шину) между участниками будущего спектакля возникает нешуточная ссора. Заметим, что мелкие стычки преследуют наших героев на протяжении всех шести эпизодов сериала. Персонажи конфликтуют по любому, даже самому пустяковому поводу, и в споры оказываются вовлечены — тоже в режиме онлайн — жены (их роли исполняют реальные жены Теннанта и Шина; причем профессиональная актриса — только одна из двух). Обычно два главных героя мирятся после игры в «морской бой». Но когда между ними «искрит» слишком сильно, режиссер трусливо исчезает из кадра, выставляя вместо себя милейшего Адриана Лестера. А когда даже Лестер не помогает, режиссеру приходится вкатывать на виртуальную сцену «оружие главного калибра». Однако стоп! К этой теме мы вернемся несколько позже.

Пока же скажем о другом. Даже в редкие минуты, свободные от взаимных препирательств, герои все равно не могут настроиться на волну высокого искусства. Театр — это храм, съемочная площадка — это место службы, а вот дом родной — пространство, в котором музам (особенно Мельпомене) тяжело. Дом — то место, где тебя что-то постоянно отвлекает: в кадре пробежит жена, за кадром заорут дети, промелькнет за окном птица, постучится в дверь любопытная старушка-соседка, а потом вдруг окажется, что ты пообещал супруге приготовить обед, забыв о том, что у тебя в холодильнике — жалкие две морковки. Главная мысль авторов иронического мини-сериала не столько в том, что лодка творчества может разбиться о рифы быта, но еще и в том, что даже в мире профи  искусство (права была Ахматова!) часто рождается из сора — иногда вопреки ему, но порой и благодаря. В данном случае, в финале сериала и происходит нечто подобное — ко всеобщему удовольствию…

А теперь — про обещанный выше Самый Главный и Самый Действенный Способ Примирения Сторон. Как вы думаете, КТО может «построить» сериальных (а может, и реальных) Теннанта и Шина? «Не валяйте дурака! Мы актеры и должны делать свою работу». КТО может произнести эту фразу — по-матерински нежно и одновременно веско?

Имя героини, играющей себя, есть в титрах финального эпизода — и все мы ее знаем.