В конце июля 2023 года администрация Саратова обрадовала жителей новостью о том, что на один из городских маршрутов (№ 90) вышли новые автобусы. Новость с видеозаписью появилась в Telegram-канале мэрии.
«Сегодня на линию вышли новые автобусы маршрута № 90, оснащенные системой кондиционирования воздуха. Работа с организациями-перевозчиками по обеспечению комфортного передвижения горожан ведется на постоянной основе. Жители уже могут опробовать новые автобусы», — заявили чиновники.
Жителей Саратова же «новые» машины огорчили. Они сразу поняли, что это подержанные автобусы из Москвы. Даже не будучи специалистом, об этом легко догадаться по фирменной расцветке, которая использовалась для брендирования столичного общественного транспорта.
Перевозчики ООО «Транспортная компания «Дилижанс-2» и ООО «САТО» уже несколько месяцев обещают обновить подвижной состав на автобусных маршрутах № 6 и № 90. А чиновники это, в свою очередь, обещают жителям. «Вот поехал на метане 90-й. Такого плана автобусы будут практически полностью заменены на этом маршруте. Сейчас перевозчик их перегоняет с завода-изготовителя. Они не могу сказать, что прямо новые, они были в лизинге, но пробег минимальный, более свежие. До конца мая на 90-й маршрут планируется в полном объеме поставить автобусы из Татарстана. По «шестерке» будут «ЛиАЗы». У них срок поставки будет конец июня. Там будут новые», — заявил в мае начальник управления транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства области Петр Пестичев.
Корреспондент ИА «Версия-Саратов» решил проверить, какого на самом деле возраста автобусы, которые перевозят жителей областного центра, и которые чиновники мэрии почему-то называют новыми. Для этого мы воспользовались сайтом «Автобусный транспорт», с помощью которого по фото можно отследить, где та или иная машина работала и сколько ей уже лет.
В Саратове действительно появились новые автобусы. Новые для Саратова, потому что ранее они побывали в других городах. Наш корреспондент в течение часа постоял на улице Чапаева, где проходит значительная часть автобусов большой вместимости и запечатлел транспорт, который перевозит жителей. А потом с помощью сервиса «Автобусный транспорт» посмотрел, где они работали до этого.
«Новый» автобус ЛиАЗ-5292.65 с госномером К880УН164 (есть еще такой же с номером К884УН164) оказался совсем не новым. Обе машины — 2016 года выпуска. Первоначальным владельцем было ООО «Трансавтолиз». Изначально автобусы работали в Москве, семь лет спустя попали в Саратов.
Автобус НефАЗ-51.30.5299 с госномером К589РК164 с 2015 года был в эксплуатации МУП «Электротранспорт» в Татарстане. Потом его продали в Саратов.
Другой оранжевый автобус НефАЗ-51.30.5299 с номером К800ТЕ164 тоже 2015 года выпуска ранее работал в Набережных Челнах на маршрутах № 21 и № 3.
Также за время нахождения на улице Чапаева удалось встретить МАЗ-107.466 с госномером В406ВУ164.
Как минимум с 2010 по 2018 годы этот автобус работал в Москве на различных маршрутах.
Кроме того, был встречен Mercedes-Benz O405, которому уже более 30 лет. Автобус работает в Саратове уже более 10 лет, до этого был в Швейцарии.
Государственные номера большинства автобусов на маршруте № 6 начинались на букву К. Это значит, что они были переоформлены в этом году. Из них самым молодым оказался ЛиАЗ-5292.67 с номером К886ТН164.
С 2019 по 2021 год он работал у другого перевозчика на маршруте № 53, теперь его использует ООО «САТО».
Все остальные «шестерки» приехали в Саратов из других городов. ЛиАЗ-5293.53 с номером К951КТ164 с 2011 по 2019 годы работал в Санкт-Петербурге.
Потом его перегнали в Саратов, где он долгое время ездил с прежним номером В250ВН178.
Также из Северной столицы в Саратове приехал ЛиАЗ-5293.53 с госномером К949ОР164.
Оранжевый НефАЗ-51.40.5299 с номером К746ХМ164 с 2015 по 2020 годы работал в Набережных Челнах.
Теперь «свежий» по меркам саратовских чиновников автобус возит горожан.
А у ЛиАЗ-5293.53 даже не стали менять питерский номер В249ВН178. С ним он до сих пор ездит по Саратову.
На остальных маршрутах примерно та же ситуация. В большинстве ездят автобусы из других регионов или «динозавры» из Европы, как их ласково называются депутаты Саратовской областной думы, которым уже порядком за 20 (а некоторым и за 30) лет.
Вот на Московской встретился автобус маршрута № 284Б Саратов-Энгельс с госномером К592ТК159.
А вот этот же MAN A11 NG312 в 2010 году в Люксембурге. Потом он некоторые время работал в Пермское крае, а теперь курсирует между Саратовом и Энгельсом.
На Чапаева по маршруту № 2Д ехал немецкий Mercedes-Benz O405 с номером Р507ОМ64. На крыше у него до сих пор осталась надпись турагентства Германии, где он работал в конце 90-х.
Самые старые автобусы, которые еще ездят в областном центре и на маршрутах Саратов-Энгельс, датируются 1987–1988 годами. Самые новые — это купленные несколько лет назад ЛиАЗы, которые изначально работали в Саратове. Но таких очень немного.
Что чиновники мэрии Саратова вкладывают в понятие «новые» остается только догадываться. Но явно не транспортные средства 2023 года выпуска, которые не были ранее в турне по Европе и России.