«Снос здания нанесет существенный урон Саратову»: градозащитники продолжают публиковать мнения федеральных экспертов о доме с росписями, который приговорили местные власти

«Снос здания нанесет существенный урон Саратову»: градозащитники продолжают публиковать мнения федеральных экспертов о доме с росписями, который приговорили местные власти
Фото потолка в здании / страница Владимира Лешукова в соцсети «ВКонтакте»

Председатель градозащитного общественного совета при Саратовской областной думе Владимир Лешуков опубликовал ещё два мнения федеральных экспертов по поводу ценности здания, расположенного по адресу: Большая Горная, 85 в Саратове. Напомним, общественники считают дом уникальным для областного центра, но городские власти решили снести его.

Научно-методический совет при комитете культурного наследия Саратовской области (комитет возглавляет министр Владимир Мухин), на поддержку которого надеялись градозащитники, пока не спешит спасать это старинное здание. Ранее Лешуков уже публично высказывался на этот счёт. Сегодня он опубликовал очередную запись на своей странице в соцсети «ВКонтакте»:

«Градозащитный совет продолжает получать экспертные мнения известных в России специалистов по историко-культурному наследию относительно необходимости сохранения дома с уникальными росписями по адресу: улица Большая Горная, 85. Публикую еще два.

Дмитрий Борисович Лурье, архитектор-реставратор, автор проектов реставраций многих исторических памятников Москвы, Московской и Владимирской областей, включая 4 ОКН федерального значения: «Кирпичный жилой дом под номером 85 по улице Большая Горная в Саратове, несомненно, является ценным образцом гражданской застройки в районе Духосошественской церкви, как выходящий на красную линию застройки квартала.

Богатая пластика кирпичного фасада, состоящего из двух этажей, нижний из которых частично скрыт культурным слоем множества тротуаров, и вертикаль большой парадной филенчатой двери с фрамугой, увенчанной кирпичным сандриком, объединяющая оба этажа, прореженная поясками кладка пилястр и угловых пилонов, сложный венчающий, а так же междуэтажный карнизы, содержащие в себе сразу несколько кладочных приемов, характер оконных проемов с лучковыми перемычками, с имитацией замковых камней, однозначно относят здание к ценной застройке жилого малоэтажного массива конца XIX-начала XX века.

В интерьерах сохранилось множество отделочных приемов и элементов, характерных для большинства гражданских объектов культурного наследия. Парадные помещения оформлены и сложными потолочными карнизами, и росписями различных периодов, в том числе альфрейной живописью в углах и по фризу под карнизами.

Особенным является и «анатомический» мотив более поздней росписи потолка. Ценность элементов интерьера подтверждается даже высотой дверей по отношению к высоте помещений (смотрите альбом «Московские двери» И.А. Киселева). Сохранился камин, и, предположительно, элементы каминной фурнитуры. Отдельно следует упомянуть и вертикальный световой фонарь в одном из помещений.

Судя по современной фотофиксации, здание не претерпевало сколь-либо значимых перестроек и изменений планировок, и при дообследовании будут выявлены дополнительные данные, которые сделают объект более ценным для дальнейшей консервации и реставрации. Снос здания нанесет существенный урон колориту застройки и будет являться отрицательным прецедентом для подобных строений на территории Саратова. Дом обладает всеми признаками объекта культурного наследия, и не вызовет дополнительных сложностей при консервации ввиду простейшей конструктивной схемы».

Александра Сергеевна Антипова, архитектор-реставратор, главный архитектор проектов реставрации более 30 объектов культурного наследия в ряде регионов России (включая Усадьбу С. М. Скибиневского на Советской, 1 в Саратове, отреставрированную по инициативе спикера Госдумы РФ В.В. Володина): «Насколько можно судить, дом на улице Большой Горной, 85 был построен на рубеже XIX-ХХ веков. Дому присущи все черты купеческой городской усадьбы: возведен по красной линии города, парадный фасад зонирован на входную группу и осевую композицию из четырех световых проемов, определяющих анфиладу жилых комнат.

Наряду с такими классическими чертами как филенчатые двупольные двери фасадов и интерьеров, кованый козырек (нынче демонтированный) и кирпичным декором наличников, филенок и карнизов, присущими только историческим зданиям, в доме сохранились элементы интерьера, что в настоящий момент редко для гражданской архитектуры не только уездных городов, но и нашей столицы.

Здесь присутствует уникальный прием «светового фонаря», выполненный для освещения бытовых помещений — кухни и санузла. На данный момент подобные архитектурные детали по большей части сохранились в крупных усадьбах, музейных и театральных сооружениях и в промышленном строительстве. Однако, если речь о жилых частных зданиях, то подобные технологии встречены лишь в отдельных строениях юга России. Можно предположить, что мода на освещение помещений при сложной компановке жилого строительства была распространена в России на рубеже веков, однако примеров сохранности подобных изделий, тем более их изученности — практически нет.

Также бросается в глаза зала с расписным плафоном и угловая печь. Плафон залы акцентирован на росписи, которые идут основным полем и дополнены — выделены как рамками — лепниной. Тогда как по классическим примерам строений этого периода, наоборот, лепнина доминировала над росписью, что было обусловлено ограниченным количеством специалистов-художников, а также дороговизной данного искусства — монументальной росписи. Подобные примеры, скорее, относятся к дворцовым постройкам XVIII века, когда возврат к античности и размах строительства достиг невиданного великолепия.

Интересен и сам характер росписи. Здесь преобладает растительный сюжет, представленный дубовыми листьями, опоясанный лентами, в угловых «розетках» акцентированный черепами оленя — атрибуты охотника, свойственные античной эпохе.

Необходимо сказать, что в Саратове подобные мотивы выразились не столько во внешнем облике зданий, сколько в насыщении интерьеров. Как можно судить, следуя моде, богатые купцы стремились повторить в своих постройках «модные» веяния, при этом насыщая композицию своими интересами и особенностями.

В моем реставрационном опыте присутствует подобное «неожиданное явление» в оформлении интерьеров: Усадьба Скибиневского, она же — Дом Александровского и Беклемишевой (Саратов, ул. Советская, д. 1/19), где я выступала в качестве главного архитектора проекта и вела надзор в ходе производства работ. Здесь были выявлены различные типы покраски и росписи, в том числе зал с угловыми печами и уникальной росписью с мотивами античности. Роспись зала представляла многоцветную покраску с орнаментальной и композиционной росписью, в сюжетах которой присутствовали декоративные раковины, гиппокампусы (над дверным проемом размещена мифологическая фигура морской лошади) и нимфы. Причем на этапе визуального осмотра данных элементов даже не было видно, а в процессе расчистки интерьеров от поздних наслоений вскрылся лишь малый участок росписи.

Таким образом, в реставрации зачастую встречаются детали и технологии, новые для реставраторов и историков, незнакомые. Но это не характеризует их как что-то позднее и не имеющее исторического подтекста. Наоборот, эти памятники истории и культуры являются малоизученными в связи с плохой сохранностью и поэтому — уникальными.

Дом по Большой Горной, 85 в Саратове является историческим объектом, носит, несомненно, черты уникального памятника архитектуры и должен быть поставлен на государственную охрану с возможностью его дальнейшего изучения и восстановления».

Все получаемые экспертные заключения немедленно отправляются в областной комитет культурного наследия, где ожидается повторное заседание научно-методического совета, призванное фактически решить судьбу дома на Большой Горной, 85», — отметил Владимир Лешуков.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции