Детская опера - единичное явление на саратовской музыкальной сцене. Несмотря на камерный формат, в ней есть все составляющие настоящей оперы: законченные сюжетные линии, лирический герой, драматические арии, хор и музыкальное сопровождение - струнный квартет и фортепиано.
Автором музыки и либретто, созданном по одноименной сказке Андерсена, стал известный театральный композитор Михаил Хейфец. История началась более года назад, когда он написал оперу и стал думать, где ее можно поставить. Вначале композитор обратился с предложением к Восточно-европейскому лицею. Учащиеся лицея смогли сделать театральную часть, но им не удалось справиться с вокальными партиями. Тогда Хейфец предложил постановку музыкальной школе № 7, и ее директор Илья Колибердин с энтузиазмом воспринял эту идею.
С начала учебного года с детьми занимались хормейстер Ирина Белгисова и преподаватели школы. Благодаря педагогическому таланту режиссера, ведущего актёра ТЮЗа Ильи Володарского, удалось решить трудную задачу - ребята стали солистами оперной сцены и восприняли это не как работу, а как игру.
Спектакль получился ярким и фантасмагоричным, в том числе и благодаря убранству сцены: китайским красным фонарикам, зонтикам, костюмам и непременному дракону.
«В Китае, как ты, наверное, знаешь, и сам император китаец, и все его подданные китайцы. Давным-давно это было, но потому-то и стоит рассказать эту историю, пока она еще не совсем позабыта», - так начинается сказка. Игра в Китай - давняя традиция в европейском искусстве. Стилизации под Китай были в моде начиная с XVIII века, вспомним хотя бы фарфор и мебель. Сказка Андерсена тоже имеет свою иронию.
Веера, шелка, причудливые головные уборы, обилие золота и красных тонов – удачное воплощение китайского колорита на сцене произошло благодаря художнику Андрею Боровскому. В музыке «Соловья» тоже присутствуют стилизации под пентатонику.
Опера при всей «детскости» касается серьезных тем: что такое истинные жизненные ценности, разговор о которых ведется в диалоге Императора и Смерти, а также, где место художника в мире.
Как мы помним из сказки, настоящий соловей живет в лесу, выглядит скромно, но его песни неповторимы и потому затрагивают душу. А привлекательный внешне механический соловей становится любимчиком Императора потому, что поет одну и ту же песенку, ему легко подпевать, но он не может спасти его от надвигающейся смерти.
«Проблема выбора любого современного художника в том, заниматься ли тем, что требует душа, или делать то, что требует публика, чтобы быть ей понятным и популярным - это вопрос конъюнктуры, - подчеркнул Андрей Боровский. - Мы надеемся, что дети серьезно над этим задумываются и, делая свой выбор, вспомнят об этой истории».