По итогам 2016 года Первый канал впервые уступил лидерство по количеству зрителей телеканалу "Россия 1". Доля их телеаудитории составила 13,3% и 13,6% соответственно.
"Среднегодовая доля "России 1" выросла с 13,4% до 13,6%, тогда как доля Первого канала упала с 14,3% до 13,3%. По аудитории старше четырех лет "Россия 1" также вышла на первое место с долей 12,9%, Первый канал закончил год с 12,7%", — приводит "Коммерсантъ" результаты исследования телеизмерительной компании Mediascope (бывшая TNS Россия).
Первый канал лишь однажды терял лидерство на отечественном телевизионном рынке: в 2012 году он уступил первое место телеканалу НТВ с результатом 14,7% против 14,3%. Однако девять из десяти самых популярных эфиров 2016 года показал Первый канал. Лидерами рейтингов стали новогоднее обращение президента Владимира Путина, военный парад 9 Мая, следующий за ним выпуск новостей и шоу талантов "Лучше всех!". Единственным проектом "России 1" в первой десятке стало шоу "Удивительные люди".
Как отмечает "Коммерсантъ", популярность у зрителей крупных федеральных телеканалов снижается уже несколько лет: если пять лет назад Первый канал, НТВ и "Россия 1" собирали почти 50% аудитории, то по итогам 2016 года — только около 36%.
Представители Первого канала пояснили изданию, что не доверяют рейтингам, составленным на основе данных исследований Mediascope, и не считают, что эта информация отражает реальную картину предпочтений телеаудитории. Mediascope проводит подсчеты только в городах с населением более 100 тысяч человек с помощью пиплметров – специальных устройств, подключённых к телевизору и считывающих, что и когда смотрят телезрители.