Холл правительства Саратовской области самым лучшим образом подходит под экспозицию Рашида Салямова, ведь большинство его работ масштабны, а насыщенная сине-зеленая палитра требует разнонаправленного естественного освещения.
Центральный треугольник образуют картины, выполненные в голубых, зеленых и розовых тонах. Художнику больше всего нравится "Голубая роза" - сияющий цветок, заключенный во множество синих рамок. "Это ощущение, которое возникает, когда смотришь на солнце, а потом закрываешь глаза и видишь эту розу, как путь к свету, путь из реальности в нереальность, - поясняет Рашид. - Мне бы хотелось, чтобы зритель не просто созерцал мою работу, а чтобы участвовал в ней, переходил грань между существующим и воображаемым".
В зеленом полотне, в лучах солнца светится белый лотос, качаясь на зеленоватых волнах, а розовая картина создает ощущение райского сада.
На вопрос, почему в его работах усилена сине-зелено-розовая грамма, живописец ответил, что это влияние одного из его учителей - заслуженного художника РФ Владимира Мошникова. В системе живописи Мошникова все математически просчитано - каждый мазок на своем месте, тщательно выверено цветовое соотношение. Его творчество сейчас актуально, но еще более ценным оно будет потом, ведь художник обозначает в своих посланиях то, чего не видит обычный человек - к примеру, ангелоподобных существ.
Впрочем, несмотря на то, что у Пикассо были "голубой" и "розовый" периоды, Рашид считает, что из этого "цветового треугольника" нужно выходить - слишком он затянулся по времени.
Большую часть выставки составляют работы, написанные в Абхазии, и саратовские холсты, созданные по впечатлениям от этого прекрасного края. "Я провел в Абхазии три года, - вспоминает художник, - и провел хорошо: у меня была машина, а жил я с семьей в деревне, в доме своего друга. Выходишь на балкон: хурма висит, птички поют, родник течет. Для художника рай. Абхазия ведь переводится как "страна души" - она незабываема".
Именно там он и пришел к минимализму - достижению максимума выразительности при минимуме средств. Достаточно взять два цвета, например, зеленый и красный - и вот "Абхазские тюльпаны" переливаются множеством оттенков.
Профессионалы могут заметить, что некоторые из работ не дописаны, но мастер делает это специально, он чувствует, что такая законченность может "задушить" картину и она потеряет силу.
"Человек мало реагирует на добрые новости, его может шокировать что-то ужасное и телевидение этим активно пользуется: посмотрите столько вокруг насилия, жестокости и негатива, кажется будто ничего другого и не осталось. Моя мечта показать людям противоположное - создать шедевр, который будет "шокировать" идущим от него добром, сильными положительным зарядом", - говорит художник.
На выставке нет портретов, только пейзажи и натюрморты: мусульманам не рекомендуется изображать людей и животных, но это не мешает живописцу, он считает, что такие ограничения дают больше возможностей развиваться в другом направлении.
Возникающие материальные трудности его тоже не смущают: "Если художника много кормить, он будет мало творить. Когда струна не натянута, она не будет звучать, а если перетянута, то порвется, но натягиваешь ее не ты, а судьба".