Министерство просвещения РФ разработало методические рекомендации по определению подходов к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан России, оптимального для социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и обеспечению эффективной реализации образовательного процесса в целом, при комплектовании групп, классов в школах и групп в детсадах.
В документе сказано, что в 2022 году в школьных и дошкольных образовательных учреждениях страны учились 17,7 миллиона детей. Из них 249,5 тысячи — иностранцы. Сообщается, что в 36 школах страны учеников-иностранцев больше 50%, в 143 школах — от 20% до 50%, в 328 школах — от 10% до 20%, в 2,5 тысячи школ — от 3% до 10% и в 11 тысячах школ — менее 3%.
Представлена информация по разным субъектам РФ. Так, в Саратовской области в 14 школах учатся от 3% до 10% иностранцев, в двух школах — от 10% до 20%, в 21 школе — от 20% до 50% и в одной школе — больше 50%.
Специалисты проводили опросы среди сотен педагогов, чтобы выяснить, как дети-иностранцы влияют на образовательный процесс в целом. Исследование в том числе прошло и в Саратовской области.
По итогам бесед стало известно, что, если в классе больше трех учеников-иностранцев, плохо владеющих русским языком или имеющим другие особенные образовательные потребности, «педагоги фиксируют недостаточность временных и прочих ресурсов для реализации дифференцированного подхода к таким обучающимся (подбор адаптированных заданий, более активное включение в коммуникацию, дополнительные объяснения пройденных тем и т. п.)».
В итоге Минпросвещения рекомендует комплектовать классы так, чтобы в них было не больше трех учеников-иностранцев, плохо владеющих русским языком. Подчеркивается, что это лишь рекомендация и она не должна стать причиной запретов на поступления несовершеннолетних иностранных граждан в образовательные учреждения.
Напомним, недавно в Госдуму внесен законопроект, предлагающий сделать для иностранцев платным дошкольное и школьное образование.