В «Гранях» представили новый спектакль об абсурде в политике «Пикник на границе»

В «Гранях» представили новый спектакль об абсурде в политике «Пикник на границе»
© ИА «Версия-Саратов»

В театральной мастерской «Грани» представили последнюю премьеру этого сезона — историю в жанре антиутопии «Пикник на границе».

Сценарист Александр Гнусарьков объединил в одну историю произведения трех авторов: польского писателя, представителя театра абсурда Славомира Мрожека, немецкого драматурга, основателя направления «политический театр» Бертольда Брехта и испанского автора пьес с театральным парадоксом Фернандо Аррабаля. Всех авторов объединяет стремление осмыслить политическую обстановку через чувства абсурда и сюрреализма. Наблюдение за реальностью приводит писателей к созданию собственных вариантов антиутопичного государственного уклада.

В «Пикнике на границе» представлены несколько сюжетных линий, которые объединены экспериментами двух исследователей. Они пытаются создать идеальный способ подавления воли и чувств человека. «Никаких людей нет, есть лишь биологический материал государства», который, собственно, эти ученые и используют. Из кулуаров тюрем они помещают подопытных в клетку, моделируя заранее придуманные сценарии, в которых люди становятся марионетками.

Основная ячейка общества — семья — наглядно демонстрирует утрированное распределение социальных ролей. Жена — готовит, муж — подкаблучник, теща — переживает за дочь, сын — ребенок. Схематичное расписание их жизни после неожиданного визита послов распадается на два государства. По их дому проходит граница. Через таможенный пункт, расположенный прямо на маленькой кухне, они передают пирожки. Их иногда опечатывают, если их количество превышает установленные нормативы. Глава семейства жалуется, что печати на пирожках плохо влияют на его желудок. Да и сложно рассуждать о пирожках, если в спектакле они сделаны из газеты.

Другой темой для экспериментов стала война, на которой в окопах сидят почти дети. К одному из юношей приезжают родители и учат его, как правильно воевать. Эти уроки проходят во время пикника. Отец интересуется у сына, кого он убил больше, вражеских лошадей или солдат. А сын отвечает, что не уверен. Ведь он стреляет не глядя и мало. А потом появляется пленник. Его связывают. Но пикник со связанными руками и ногами не удобен. И чтобы пленник не стеснялся, его развязывают. Появляются санитары, которые ищут трупы. Но трупов нет и расстроены все, участники пикника хотят стать трупами, чтобы помочь санитарам. Выводом общей беседы воюющих сторон стало желание дать медали генералам и прекратить войну.

Ощущение реальности через боль возвращается людям за пределами экспериментальной клетки. Они не помнят, что делало их тело. Лишь пожилая женщина, которую заставили умереть, изумляется, как такое может быть «мертвая старушка, страдающая бессонницей». И срок этим экспериментам — вечность. Как в аду. Но вряд ли кто заметит разницу с обычной жизнью, предупреждают ученые.

Спектакль рассказывает об анонимности государства, в которой человек, казалось бы, должен искать причины войн и кризисов, но вместо этого впадает в марионеточный ступор и двигается по бытовым траекториям «пикника». И имитированная безрефлексивность лишь иногда натыкается на технические промахи «людей в белых халатах». Но ошибки врачей оборачиваются срывом, точкой невозврата, после которой актеры выходят в зал. Но есть ли зал, есть ли сцена — понять сложно, ведь спектакль уже закончился.

Режиссер постановки — руководитель театральной мастерской Ия Воробьева.