В мире запустили часы на Биг-Бене, а в России открыли янтарную комнату

Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днем без табака (World No Tobacco Day). Перед мировым сообществом была поставлена задача — добиться того, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла. XXI век наступил, но проблема не исчезла. Борьба с никотином продолжается. По данным Всемирной организации здравоохранения в России от причин, связанных с курением, ежегодно преждевременно умирают около 300 тысяч человек. Это больше, чем от дорожно-транспортных происшествий, употребления наркотиков или от СПИД.

В мире

31 мая 1859 года были запущены часы на башне Св.Стефана Вестминстерского дворца, прозванные позже "Биг-Беном". Собственно "Биг-Бен" – само здание и часы вместе с колоколом. Официальное наименование – "Часовая башня Вестминстерского дворца", также её называют "Башней Святого Стефана".

Возвели знаменитый комплекс архитектор Чарльз Бери и механик Бенджамин Вальями. Внутри башни установили 13-тонный колокол, высотой более двух метров и диаметром почти три метра. Высота башни составила 96,3 метра. Циферблаты Биг Бена смотрят на все четыре стороны света. Сделаны они из Бирмингемского опала, и каждый в диаметре семь м. В основании циферблатов – латинская надпись "Боже, храни нашу королеву Викторию I". По периметру башни начертана фраза на латыни: "Хвала Господу". Часовые стрелки длиной 2,7 метра отлиты из чугуна, а минутные – 4,2 метра – сделаны из медного листа. Часы долгое время считались самыми большими в мире. Первый удар молота о Биг-Бен точно совпадает с первой секундой начала часа. Каждые 2 дня механизм проходит тщательную проверку и смазку, учитывается дневная температура и давление. Но и эти часы иногда опаздывают или спешат. Конечно, погрешность небольшая – 1,5-2 секунды. А чтобы исправить положение, нужен лишь... старый английский пенни. Никто не помнит, кому пришла в голову мысль использовать монеты, но идея сработала. Монетка, положенная на маятник длиной 4 м, ускоряет его движение на 2,5 секунды за сутки. Добавляя или убирая пенни, смотритель таким образом добивается точности. Имя Биг-Бена окружают интересные истории. Официальная версия: колокол назван в честь начальника строительных работ сера Бенджамина Хола. За свои внушительные размеры прорабу дали кличку Большой Бен. Другая версия – колокол получил свое название от силача и боксера времен королевы Виктории. За всю свою историю Биг Бен стал не только символом своего времени, периода наибольшего рассвета страны, он стал одним из самых узнаваемых символов Великобритании.

В России

31 мая 2003 года в рамках торжеств в честь 300-летия Петербурга состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Работа царскосельских реставраторов была принята российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

В Россию Янтарный кабинет попал в 1716 году, когда Вильгельм I преподнес его Петру I в качестве дипломатического подарка, скрепившего союз государств в Северной войне. Кабинет был установлен лишь в 1743 году для убранства официальной резиденции Елизаветы Петровны в Зимнем дворце. Комната располагалась на 100 кв.метров, где среди зеркал разместились 40 кв.метров янтаря и картины из флорентийской мозаики. Вся работа велась под руководством архитектора Растрелли и лепных дел мастера Мартелли. 

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немцами в Кенигсберг, где выставлена для всеобщего обозрения в одном из залов Кенигсбергского замка. А весной 1945 года при отступлении германской армии комнату демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Поиски, начатые уже во время войны и продолжавшиеся много лет, ничего не дали. В 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты в былом ее великолепии, и с этой целью была организована "Царскосельская янтарная мастерская". На основе 86 черно-белых фотографий, акварельного рисунка и предметов коллекции янтаря, в годы войны вывезенной в тыл, коллективу мастеров удалось восстановить янтарный декор, насчитывающий не один десяток оттенков. Сложный и долгий путь реконструкции позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик произведения. Эта работа не имеет аналогов в мировой практике. В 2000 году министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал России ряд предметов подлинной Янтарной комнаты, обнаруженных в Потсдаме, и прежде всего два фрагмента флорентийской мозаики. Вот тогда специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом. Они оказались практически идентичны. Также в Россию вернулся янтарный комод, занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.

В Саратове

31 мая 2012 года во время заседания круглого стола в Доме работников искусств одна из дипломантов Всероссийского конкурса журналистских работ о деятельности музыкальнов театров, поделилась своим впечатлением от посещения саратовского театра оперы и балета.

"Мне бы хотелось видеть в театре хороший ремонт, чтобы штукатурка не падала с потолка, Потому что, когда ты заходишь в туалет и не работает элементарно сушилка... Я очень удивилась и даже спросила у двух пожилых дам, которые, как я поняла, завсегдатаи вашего театра, - она совсем не работает? Они ответили: "Ой, вы знаете, здесь вообще ничего не работает, все рушится, все валится..." Такие эмоции сразу впечатление портят. Хотелось бы, чтобы больше молодых лиц было как в зале, так и на сцене, потому что как я заметила публика в основном, пожилая", - рассказала гостья из республики Коми.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Оперативные новости и комментарии редакции