«В начале года нам прислали бланки согласия на эвакуацию»: учителя рассказали о том, что происходит в образовательных учреждениях Саратова, где практически ежедневно работают спецслужбы

«В начале года нам прислали бланки согласия на эвакуацию»: учителя рассказали о том, что происходит в образовательных учреждениях Саратова, где практически ежедневно работают спецслужбы
Эвакуация из школы № 77 / © ИА «Версия-Саратов»

Корреспондент ИА «Версия-Саратов» поговорил с учителями средних и старших классов из разных районов города и узнал, что они думают по поводу участившихся эвакуаций и нависшего дистанта. Отметим, что некоторые преподаватели отказались даже от анонимной беседы, боясь увольнения. Остальные же предпочли скрыть свои имена и номера школ, чтобы «избежать проблем на работе».

С начала учебного года школы Саратова захлестнули эвакуации, которые проходят едва ли не ежедневно. Родители возмущены, педагоги в шоке, дети напуганы, а власти будто онемели. Чиновники регионального министерства образования и губернатор отмалчиваются. А комитет по образованию мэрии Саратова объясняет, что «дистанционная форма обучения в данных условиях является вынужденной мерой». Всё идёт к дистанту? Или нет?

 

«Министерство образования не знает, как себя вести» (учитель одной из школ Октябрьского района)

— В дни эвакуаций я прихожу с утра на работу, начинаю вести урок. Тут звучат либо три коротких звонка — сигнал, что нужно эвакуироваться — либо, в последнее время, когда это началось постоянно, заходит в кабинет секретарь или завуч. Они подзывают к себе, чтобы дети не прыгали и не бегали, и говорят: «У вас эвакуация». Мы собираем все вещи и выходим всей школой через задний аварийный выход. Прям с середины урока срываемся. И всё, в этот день мы больше не учимся, только скидываем домашнее задание. Иногда эвакуация может быть на пятом уроке, иногда на первом.

У нас в школе две смены, поэтому мы ждём ещё информацию по второй смене. Чаще всего она отменяется тоже. Потому что пока собак дождёмся, полиции… Иногда вторую смену не отменяют — если эвакуация проходит прям на первом уроке и в здании ничего не обнаруживают. Тогда вторая смена учится.

Я слышала про дистанционное обучение в других школах. У нас такого пока нет, но в других школах вроде распространено оно. Если эвакуация происходит, педагоги потом возвращаются в школы и ведут уроки дистанционно. Мы пока что только даём задание на дом. Но вообще, наверное, будем переходить на дистант на какое-то время, если так дальше продолжится.

Директор и завучи пока только про дистант думают. А так они ничего не говорят, все очень недовольны происходящим. Родители считают, что это делается специально, винят в этом школы. У нас даже сорвалось родительское собрание, хотя оно должно было быть в шесть вечера. Сказали, что переносится.

Конечно, эвакуациям никто не рад, особенно родители выпускников, которым нужно готовиться к ЕГЭ, ОГЭ. Плюс есть какой-то риск, потому что, когда эвакуация происходит, чаще всего родители на работе и не имеют возможности прям сразу подскочить и забрать детей. И тогда учителя идут в пункт временного размещения (ПВР). Это какое-нибудь здание, может соседняя школа, где педагог находится с ребёнком, пока родитель не придёт за ним, хоть до вечера. Есть такие родители, которые боятся, что их дети не дойдут домой, и они настаивают на пункте временного размещения.

В начале года нам прислали на почту бланки согласия на эвакуацию. Нужно было их распечатать, раздать родителям. Потому что было понятно, что эвакуации могут продолжаться, так как в прошлом году это постоянно происходило. Родители должны были подписать согласие, что в случае чего, если отпустим учеников, то уже не несём за них ответственности. А есть такие, кто это не подписал. И хоть ты в 11 классе, но пойдёшь в этот ПВР.

На следующем после эвакуации уроке мы начинаем с того, на чём остановились, проверяем домашнее задание (я детям даю по этому уроку, чтобы они дома хотя бы сами посмотрели). Сейчас-то ещё ладно, у них в начале года повторение всего материала. Но урок всё равно срывается, считай его нет, и приходится заново всё объяснять.

Я так понимаю, ни в одной школе нет пока какого-то плана действий на случай, если эвакуации затянутся. Дистант — максимум. Но дистант — это всё равно плохое образование. Министерство образования не знает, как себя вести. Они ничего сказать не могут, потому что по сути какой-то альтернативы нет.

 

«Дети и учителя уже привыкли к такому формату» (учитель одной из школ Октябрьского района)

— У нас создали специальную группу для дистанционного обучения во «ВКонтакте». У каждого класса есть «беседа» со всеми учителями, где мы проводим дистанционные уроки. Как пример, в пятницу (16 сентября в школах Саратова проходила эвакуация, — прим. авт.) прошла эвакуация в конце третьего урока, с 12:00 мы начали дистанционную работу в «ВК».

Дети и учителя уже привыкли к такому формату после ситуации с ковидом (во время пика пандемии в школах Саратовской области обучение было дистанционным, — прим. авт.), поэтому трудностей с организацией нет. Дистанционка — это единственный способ продолжить образовательный процесс сейчас.

учебная эвакуация
После многочисленных ежедневных эвакуаций, в лицее № 37 Саратова 20 сентября вдруг решили провести учебную эвакуацию — детей вывели на улицу и запустили обратно спустя несколько минут

 

«Родители в шоке, дети в шоке, учителя в шоке» (учитель одной из школы Ленинского района)

— В дни эвакуаций нам пишут в вайбере: «Эвакуация, бегом выводите детей». Ученики собираются прямо во время урока и выходят на улицу вместе с классным руководителем. Они провожают детей и всё.

Все в шоке: родители в шоке, дети в шоке, учителя в шоке. У детей образовательная программа срывается. 19 сентября приехала на работу, чтобы провести урок, а в итоге уехала обратно. Директор и завуч молчат по поводу эвакуаций.

С прошлой пятницы нам сказали давать дополнительное задание на дом. Я знаю, что многие этого не делают. Да и это бесполезно, когда у детей каждый день эвакуации, даже не дистанционное обучение.

По факту должны сделать дистант. В пятницу, 16 сентября, у нас уже было дистанционное обучение, потому что эвакуация прошла очень рано. Но, скорее всего, пока решение о дистанте не примут на уровне министерства, каждая отдельная школа едва ли сможет принять решение самостоятельно. Было бы проще всем быть на дистанте, а не вот так вот.

Не знаю как другие, но я на следующем после эвакуации уроке перехожу к следующей теме. Сейчас, в первый месяц, идёт повторение материала, поэтому дети всё уже знают, на этом не нужно заострять внимание. Поэтому я кратко провожу опрос того, что дети дома выучили по предыдущей теме, и перехожу к следующей.

Для нас сейчас важно, чтобы дети были в безопасности, а программу наверстают. И все силы брошены именно на то, чтобы сохранить им жизнь.

 

«Рисковать жизнями детей никто не будет» (учитель одной из школ Заводского района)

— Об эвакуациях нам сообщают через школьный чат. Также через минуту-две в кабинет заходит кто-то из администрации проследить, чтобы она правильно прошла. Учителя оповещают родителей. Они потом нам отписываются, что ребёнок дома. Администрация следит за этим. Потом уже мы отписываемся руководству, что родителей оповестили и все дети дома. Знаю, что учеников начальной школы и тех, кто посещает продлёнку, забирают родители.

Директор и завучи по поводу эвакуаций ничего не говорят. Про дистанционное обучение читала только в интернете, в школе об этом не идёт пока даже разговора. Понятно, что никому не нравятся постоянные эвакуации, но рисковать жизнями детей никто не будет.

Мы учли опыт прошлого года с эвакуациями. Программа у нас составлена с резервными днями, поэтому есть возможность вернуться к теме, которую не успели разобрать из-за эвакуации. Нет смысла начинать новую тему, когда старую не изучили.

Методическое объединение по каждому предмету принимает решение о редакции учебного плана при необходимости. Какие-то задания или темы на повторение можно на дом задать. Не могу сказать, чтобы у нас было отставание от плана, потому что налажено общение между учителями и классными руководителями, которые передают детям задание.

 

«Мы слово „эвакуация“ не произносим» (учитель одной из школ Волжского района)

— Об эвакуациях нам сообщают в учительском чате, либо же завучи проходят по классам, подзывают учителя и моргают, не говоря, что именно они хотят. Мы слово «эвакуация» не произносим, чтобы не было паники у детей. Мы не говорим, что это эвакуация, мы говорим: «Аккуратно собираем вещи, встаём, строимся по парам, выходим».

Я как классный руководитель самостоятельно обговариваю с родителями, кто идёт один, а кого забирают. И, соответственно, на улице потом жду родителей вместе с учениками. Те, кто идёт один, потом отписывается, что дошёл.

Обычно до эвакуации мы успеваем провести урока четыре. Следующие уроки ведём дистанционно. То есть проходит эвакуация, дети идут домой, а дальше уроки по расписанию, только в дистанционном формате.

Единственный минус такого обучения, что, согласно СанПиНу, на дистанционке уроки должны быть по 30 минут. И получается, что гораздо меньше времени уделяется изучению тем, и нужно сокращать материал. Так было и на дистанционке в прошлом году.

Но сейчас у нас повторение, поэтому в этом плане проще, нет как таковых новых тем. Где-то я могу совместить темы, нагнать, где-то, если знаю, что нужно ещё повторить, повторяю. Здесь нет какого-то однозначного плана действий, потому что у всех классов по-разному, зависит от детей. Дальше что будет — я не знаю.

Родителям очень не нравится, когда дети только приходят в школу и начинается эвакуация. Но к школе претензий нет. Сейчас уже они относительно спокойно реагируют. Хотя переживают, что страдает учебный процесс. Да и учителя тоже переживают.

Что будет дальше — это скорее вопрос к завучам и директору. Пока что учительскому сообществу в общем-то ничего не сообщали.

 

«Родители разделились на несколько лагерей» (учитель одной из школ Фрунзенского района)

— Эвакуация происходят так: в «беседу» просто кидают сообщение от директора: «Эвакуация. Выводим детей», и мы выходим. Учебный процесс, конечно, из-за всего этого приходится корректировать. Более старшие коллеги просто советуют некоторые темы объединять в одну и проводить урок.

Родители возмущаются, разделились на несколько лагерей. Одни предлагают просто сидеть в школе, они не против, если по школе пройдётся кинолог с собакой и всё осмотрит. Другие говорят, что так нельзя, потому что вдруг что-то произойдёт.