В Саратове больше двух месяцев не выдаются разрешения на строительство: когда и чем это закончится

Вот уже более двух месяцев в Саратове не выдаются разрешения на строительство ни крупным застройщикам, ни частным лицам. Как мы уже сообщали, отчасти это связано с изменением законодательства и с тем, что местные власти не совсем к нему подготовились.

ФЗ N135 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" был опубликован 1 июля 2017 года. До публикации поправок существовало понятие 30-километровой зоны аэропорта. Застройщик (в том числе и частные лица) для получения разрешения на строительство в этой зоне обязан был сделать проект с координатами самых высоких точек планируемого здания, а потом согласовать его и получить документ-одобрение от аэропорта. 

Теперь порядок разработки и установления санитарно-защитных зон изменился. В Саратовской области эти зоны до сих пор не утверждены, поэтому Роспотребнадзор не может дать свое заключение, как проживание на этой территории повлияет на здоровье людей. В результате приостановлена и выдача разрешений на строительство.

Эта ситуация затронула и обманутых дольщиков. Напомним, что в августе спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин лично встретился с саратовскими дольщиками и потребовал, чтобы депутаты Госдумы "жили с дольщиками и их проблемами". После этой встречи шесть парламентариев лично взялись курировать строительство проблемных домов, поделив их между собой. В результате решено было в добровольно-принудительном порядке "заводить" на стройплощадки инвесторов. Чиновники даже изучают возможность предоставить застройщикам в качестве компенсации участки земли в центре города. Однако некоторым долгостроям необходимо обновлять документацию и либо получать новое разрешение на строительство, либо продлевать старое. А из-за неразберихи с санитарно-защитными зонами это пока зачастую невозможно.

На совещании по проблемам обманутых дольщиков 4 декабря министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин заявил, что для решения вопроса с санитарно-защитными зонами потребуется минимум два месяца. На это губернатор Валерий Радаев сказал, что "не догоняет" и попросил объяснить, откуда возникли такие сроки.

Корреспондент ИА "Версия-Саратов" пообщался с саратовскими застройщиками и задал им четыре вопроса:

1. Разрешится ли проблема с выдачей разрешений на строительство за два месяца, как обещает министр Дмитрий Тепин?

2. Сейчас каждую неделю проводят встречи и совещания с дольщиками, обещая им достроить все проблемные дома. Но в то же время разрешения на строительство не выдаются и не продлеваются. Что делать с этим конфликтом интересов?

3. На встрече с дольщиками губернатор Радаев, услышав о проблемах с выдачей разрешений, заявил, что "не догоняет". Не создается ли впечатление, что глава региона не в курсе происходящего?

4. Страдает ли инвестиционный имидж региона из-за того, что разрешения на строительство не вдаются?

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы, генеральный директор АО "Саратовоблжилстрой"

Писной.JPG

Пока нового мало. Есть договоренность с Роспотребнадзором, который сказал, что, если кто-то подтвердит наличие объекта в проекте санитарно-защитных зон, который "Саравиа" им отдала, и что объект попал в коридоры и подходы, они будут давать заключение. Уперлись в то, что нет того органа, который должен подтвердить. Комитет по архитектуре Саратова отказался, Минстрой не имеет технической возможности. Сейчас нашли две организации, которые готовы за небольшую плату это заключение давать. Сейчас Минстрой дорабатывает до конца с Роспотребнадзором, устроит ли их это. Параллельно с этим у нас Росавиация в Самаре подтвердила, что они готовы давать заключение только в части подходов, но это неполная норма закона. Где-то на выходе решение.

За два месяца, о которых говорит министр, эту проблему решат уже на федеральном уровне. Росавиация нанесет, как ей было предписано, все эти зоны на карты и схемы. Но я не уверен, что санитарно-защитная зона пройдет согласование в Роспотребнадзоре, как положено.

Что касается дольщиков и работы с долгостроями, то, да, инвестор не получит сейчас разрешение на строительство. Тут знаете, Никита Сергеевич Хрущев пообещал, что наше поколение будет жить при коммунизме. Это было в 62 году. Считайте это ответом на вопрос.

Санитарно-защитные зоны и разрешения на строительство — это не вопрос губернатора. Тут вопрос вообще в другом. Тема аэропортов вообще замалчивалась, пока я ее в думу не перетащил. Там уже хоть что-то мы смогли сдвинуть с мертвой точки. Беда в том, что организационные возможности думы смешные по сравнению с Минстроем. У нас пять человек аппарата. Разве мы можем собой подменить 50 человек Минстроя? Все, что могли в думе сделать, мы сделали. Мы получили согласие Роспотребнадзора и согласие прокуроров, чтобы эту схему запустить. Теперь нужно фактическое исполнение.

Конечно, инвестиционный облик области страдает. Если люди знают, что есть проблемы с получением разрешения на строительство, они сюда не пойдут строить. Но есть еще социальный аспект. Есть большая проблема с коттеджами и индивидуальным строительством. Они тоже попали под этот закон, как это ни смешно. Получается, человек должен платить налог на землю или аренду, а за что он платит? За то, что не может ее использовать и ничего не может на ней построить?

Яков Стрельцин, председатель правления Фонда гражданского строительства им. Каллистратова, председатель совета директоров ГК "Лепта"

Стрельцин.jpg

По косвенным сведениям, до конца года этот вопрос будет решен. Не в том смысле, конечно, что закон изменится, но есть надежда, что какие-то договоренности будут достигнуты, чтоб можно было что-то делать.

Что касается дольщиков, то понимаете, у застройщиков есть и свои объекты, и брошенные, которые они сейчас берут, и тут сейчас только один интерес — возобновить процесс получения разрешений. Потому что некоторые проблемные долгострои нуждаются в новом разрешении на строительство. Пока его нет, инвестор не сможет заниматься объектом.

Я думаю, что губернатору по идее Минстрой доводил до сведения эту проблему с выдачей разрешений. Не верю, что такую тему до него не донесли, они не могут не докладывать губернатору.

А инвестиционная привлекательность региона не может меняться каждые две недели, она как была у нас низкая, так и осталась. Обратите внимание, что иногородних инвесторов, которые занимаются жильем, у нас либо один, либо никого. И того, кто довел строительство до конца, вы даже сейчас не назовете. Дом в 36 этажей, где был иногородний инвестор, передан банку, потому что инвестор обанкротился. Дом, который около "Звездного" строится, инвестор много лет пытался достроить, в конце концов отдали этот дом "Шэлдому", и он его достроил. Иногородние инвесторы просто не воспринимают ту низкую норму прибыли, которая есть в Саратове. В Москве она гораздо выше, то есть не по 5-10%, а в 2,5-3 раза выше. У нас сейчас рентабельность проекта составляет 5-6%, не больше, а в Москве и Подмосковье она держится на уровне 15-18%.

Если говорить о тех людях, которые занимались индивидуальным жилищным строительством, то их в меньшей степени это касается, надзорные органы относятся к ним лояльно. В основном надзорные органы стараются следить за тем, чтобы вводили в эксплуатацию уже построенные дома. Часто бывает, когда дом построен, но не вводится, и налоги не поступают в бюджет.


Олег Вдовкин, заместитель генерального директора ЗАО "Шелдом"

Мое мнение, что за два месяца этот вопрос не решится. Инвестиционный имидж, конечно, страдает. Если инвестор попадет сейчас вот в этот момент, то, наверное, будет какой-то негатив. С этими летчиками, кстати, у нас не первый раз такая ситуация. Это уже повторялось по разным причинам. Одно время вообще согласование должен был проводить не аэродром, не авиакомпания, а собственник аэродрома. До последних событий получить согласования совершенно было не сложно. Мы их получали всегда. Был откатан сам принцип получения разрешения, всем понятно, что для этого нужно, какие документы, как написать, куда подать и к кому обратиться. Можно было направить письмом. С военными аэродромами вообще не было проблем.

И сейчас все всё знают, но только ответов нет. В законе написано, что для согласования необходимо санэпидзаключение, которое выдает Роспотребнадзор, а Роспотребнадзор не знает, что им выдавать, потому что не определены санитарные зоны от аэропорта. Это технические моменты, которые кто-то должен отработать, и все опять пойдет как по маслу. Мы же не единственный город, который имеет в 30 километровой зоне аэропорт. Закон вышел на федеральном уровне.

Алексей Березовский, депутат Саратовской городской думы, президент ООО "Группа компаний "Аркада"

Березовский.jpg

Это проблема всеобщая. Думаю, до нового года будет принято решение, кто будет выдавать согласование.

Думаю, что для инвесторов, которые будут достраивать дома обманутых дольщиков, и для самих дольщиков это не принципиально, поскольку все решится не больше, чем через два месяца.

А из иногородних застройщиков к нам все равно никто не идет, так что на инвестиционной привлекательности эта ситуация не сильно отразится. У нас низкая покупательская способность, и из этого вытекают низкие цены на квадратный метр, если говорить о жилье. На сегодняшний день, я думаю, те строительные организации, которые думают о будущем, все имеют разрешения. Серьезных проблем на ближайшие полгода у них не будет.

Думаю, Валерий Васильевич Радаев в курсе этой ситуации. Это всероссийская проблема, ей занимаются на федеральном уровне и в ближайшее время, все решится, я думаю.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции