Вице-президент Академии художеств рассказал в Саратове о проблемах современного искусства

Вице-президент Академии художеств рассказал в Саратове о проблемах современного искусства
© ИА «Версия-Саратов»

В художественном музее имени Радищева сегодня обсудили проблемы современного искусства. Круглый стол на тему «Роль музея в актуальном художественном процессе» организовали в преддверии открытия межрегиональной выставки-конкурса «Красные ворота. Против течения».

В этом году проект проводится в пятый раз. Для участия в конкурсе художники подали порядка 700 заявок. Участники представляют 16 регионов России, из которых 13 входят в состав Приволжского федерального округа. Итоги проекта представят в Саратове в Радищевском музее и Боголюбовском художественном училище. Подготовкой экспозиции занимались сотрудники музея. «Каждый раз придумываем что-то новое. Это необходимо для зрителей, которые приходят на выставки», — рассказала заместитель руководителя Поволжского отделения Российской академии художеств и куратор проекта Светлана Кузнецова.

cF6utGGOuTI
Константин Худяков (в центре)

Вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого союза художников России Константин Худяков поправил коллегу. «Ничего нового не придумаешь, боженька уже все придумал. Мы так, всего лишь шевелимся в ту или другую сторону. Проект и его идеология продуманы на много лет вперед. Она в самом названии „Против течения“. Мы делаем отчаянные попытки спасти традиционное станковое искусство. Мы боремся, пытаемся бороться против негативных тенденций в современном искусстве. Их очень много. Мы садимся в наш корабль в Саратове и плывем против течения в Москву», — рассказал Худяков.

В этом году разделы отличаются по названию от предшествующих лет. Художественные произведения разбиты на 10 тем-объектов: «Архитектура», «Страна и закон», «Запретный плод», «Вера», «Мода», «Предметы домашнего обихода», «Хитросплетения», «Пища», «Отходы», «Автопортрет». «Мы договорились, что будем делать экспозицию по музейному принципу, вне зависимости от разделов. Расстановкой займутся музейщики тех городов, куда мы приедем. В радищевском музее работают профессионалы, благодаря которым родилась роскошная экспозиция. В книге все работы одного размера, никто друг с другом не спорит. На выставке все по-другому», — добавил Худяков. После Саратова выставочные работы направятся в Тольятти, затем в Саранск и Москву.

Жюри определило 30 финалистов проекта, которые получат премии имени Петрова-Водкина, Репина и Фешина. «Почти все премии остаются в регионах. В Москве художники более-менее научились выживать. А в регионах дела отвратительны», — пояснил Худяков.

«Проект замечательный. Можно спорить о качестве, но в проекте есть концептуальность. Эта выставка более цельная и интересная. Это говорит о том, что проект живой, он развивается. Проблема существует не с точки зрения площадки. А в том, как показывать современное искусство публики. Хотелось бы видеть критику художественную», — отметила директор музея Людмила Калинина.

Сотрудник Московского музея современного искусства и куратор региональных проектов Ирина Сосновская рассказала, что в современном искусстве есть проблемы с организацией выставочного пространство. «Современное искусство требует больших площадей. Радищевский музей — это здание XIX века. На обустройство складов Рейнеке уйдет много лет. А когда в него вложат деньги, то не факт, что это останется за искусством. В такой ситуации всегда появляются желающие заработать. Такие случаи уже были», — рассказала арт-критик.