В музее Чернышевского состоялась презентация сборника "Пропагандист великого наследия", который был выпущен по итогам конференции, посвященной 90-летней истории музея.
20 июня были подведены итоги интерактивного опроса "Чудеса Приволжья - своими глазами", проводившегося на сайте полномочного представителя президента РФ в ПФО. Всего было номинировано 56 объектов культурного и природного наследия, том числе 5 - от саратовской области. Музей Чернышевского занял восьмое место, что явилось признанием его значимости в культурном пространстве региона.
Сборник издается с 1984 года, в новом выпуске представлены материалы об истории музея, эпохе Чернышевского и архивные документы. Среди авторов сборника - преподаватели ВУЗов города, музейные сотрудники, а также японский исследователь Оя Он.
Был продемонстрирован документальный фильм "Идеалисты", знакомивший зрителя с сотрудниками музея. "Труд жертвенный, который делает музей радостным пребыванием в нем", - так отозвался об их работе профессор СГУ Адольф Демченко.
Фильм рассказывает о малоизвестных фактах, характеризующих личность писателя, философа и революционера-демократа, чьи творчество и биография до сих пор изучены не до конца. С семилетнего возраста, начав по настоянию отца выводить многостраничные прописи с фразой: "Честный человек всеми любим", Николай Гаврилович вырос таковым. Он был стеснительным и добрым, неприхотливым в быту и при этом имел несгибаемую волю. По причине рассеянности и глубокой задумчивости мог пройти мимо собственного дома, а из-за близорукости мог поздороваться с оставленной в кресле шубой, приняв ее за даму. Делая предложение руки и сердца горячо любимой Ольге Сократовне и зная, что она не влюблена в него, Чернышевский предоставил ей полную свободу выбора – она всегда может уйти от него, когда захочет. В те времена даже помыслить о таких вольностях в семейных отношениях было невозможно.
"Вот такой был мужчина", - констатируют исследователи.
Взгляды Чернышевского обошлись ему двадцатью годами тюрьмы и каторги. Популярность писателя среди российской интеллигенции была фантастической: написанный в заключении роман "Что делать?" стал бестселлером №1.
В одной газетной заметке тех лет приводится любопытный факт: когда в Сибири с идейного вдохновителя революции сняли кандалы, то умельцы изготовили из них серьги и браслеты для местных модниц. Браслет стоил 5 рублей, но это не отпугивало почитательниц Чернышевского, приведена беседа двух барышень о том, что одна успела заказать украшения, а другая - уже нет.
Множество уникальных экспонатов из запасников не могут выставляться на длительное время – для этого нужны специальные стенды с климат-контролем, которые стоят миллионы. "О них можно только мечтать, - разводят руками музейщики. – А что делать?"