Так совпало, что перед Новым годом в редакцию нашего издания практически одновременно обратились два стража правопорядка. Один - уже бывший, а другой – пока действующий. И у первого, и у второго имелись истории из разряда "полицейские тоже плачут". О существовании в органах официально отсутствующей палочной системы, об избиении в отделе полиции, шпионской авторучке, которая подвела полицейского начальника и о том, как МВД относится к оступившимся сотрудникам и их семьям – рассказывают осужденные люди в погонах.
Палочная система
Участковый уполномоченный полиции ОП "Дергачевский" Александр Романюта. Один из четырех стражей правопорядка, которых осудили в октябре 2017 года за служебный подлог и мелкое взяточничество. Помимо Романюты на скамье подсудимых оказались Сергей Спиридонов, Абат Аналиев и Александр Пресняков.
Александр Романюта
"Как было установлено в суде, в ноябре 2015 года полицейские решили улучшить статистические показатели своей работы. Для этого они составили в отношении двух человек фиктивные протоколы о распитии алкоголя в общественных местах и появлении в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, Пресняков пообещал потерпевшим, нарушившим миграционное законодательство, привлечь их к ответственности по менее тяжкой статье. За это он потребовал взятку в сумме 5 тысяч рублей. Приговором суда Пресняков оштрафован на 60 тысяч рублей, а остальные фигуранты дела на 40 тысяч рублей каждый. Как пояснили в пресс-службе ГУ МВД России по Саратовской области, после вступления решения суда в законную силу, осужденные будут уволены из органов внутренних дел"
Сейчас Александр Романюта ждет, какой вердикт вынесет апелляционная коллегия Саратовского областного суда. Он пока еще сотрудник полиции. Не уволен, а только отстранен от работы. Подрабатывает таксистом. Говорит, что штраф, который был ему назначен судом, аннулируется по сроку давности. Но судимость останется. Считает, что стал жертвой той системы, по правилам которой сам работал долгие годы.
- В 2016 году один узбек подал документы на российское гражданство. Миграционная служба обнаружила, что на него есть четыре административных протокола за пьянку, которые были составлены в Озинках в 2015 году. Два протокола были подписаны от моего имени.
Узбек заявил, что на самом деле его взяли за нарушение миграционного законодательства. Его вместе с товарищем задержали за то, что больше трех месяцев в России без регистрации находились. Там штраф за это от двух до пяти тысяч. А в отделе на них двоих по четыре протокола за нахождение в пьяном виде составили.
Этот человек был славянской внешности, я не помнил, чтобы такого задерживал. Когда расследование началось, пытался вспомнить, был ли вообще в отделе в день задержания.
Увидел, что почерк и подпись в протоколах – не мои. Почерковедческая экспертиза тоже показывает, что не мои. Но в следственном комитете, который вел расследование, мне дали понять, что моя фамилия уже засветилась в деле.
Значит, обратного пути нет.
Было еще предложение дать левые показания на одного полицейского начальника, которого подцепить хотели. Мол, скажешь, что были какие-то взятки и пойдешь тогда свидетелем. Я отказался. Сказал, что вообще в тот день меня в отделе не было и не могу ничего про это говорить: кто и что подписывал, кто и что брал.
Позже этого начальника все равно сняли. Когда закрутилось это расследование, его вызвали в следственный комитет, а он туда поехал со шпионской авторучкой, которая аудиозапись производит. Там ведь на входе раздевают-разувают, чтобы никаких телефонов и диктофонов с собой не пронесли. А он свой допрос записывал на эту ручку. Его на этом поймали, сразу же уволили и осудили.
"Суд вынес приговор 37-летнему жителю Озинок. Бывшего заместителя начальника одного из территориальных отделов полиции признали виновным в незаконном приобретении средств для негласного получения информации. Следствием и судом установлено, что в конце мая 2017 года, находясь в Озинках, бывший полицейский нашел на земле так называемую "шпионскую ручку". "8 августа 2017 года при получении у подсудимого объяснения по его жалобе сотрудниками Ершовского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Саратовской области указанный портативный видеорегистратор был обнаружен и изъят", - сообщает областная прокуратура. Обвиняемый получил наказание в виде штрафа в размере 15 тысяч рублей"
По нашему делу в суд вызывали десятки свидетелей, которые говорили, что в день составления липовых протоколов меня не было в отделе. Это и сотрудники полиции, и понятые, которые были указаны в протоколах. Один из обвиняемых инспекторов, который заполнял эти протоколы и почему-то вписал туда мою фамилию, заявил в суде, что не помнит, зачем это сделал.
Получилось, что против меня совсем ничего не было и быть не могло. Тогда узбек стал говорить, что я якобы в тот день заставил его товарища самостоятельно подписать два протокола, своей рукой. А тот – второй – на десять лет депортирован в Узбекистан, его никто в суд не доставил, вообще не нашли его и показания у него не взяли. То есть, все было вменено мне со слов одного потерпевшего, которого потом в статус свидетеля перевели.
В итоге, осудили за то, что якобы мы хотели этими протоколами улучшить показатели. Хотя вызывали в суд всех руководителей, которые заявили, что никакой палочной системы в полиции нет. То есть, не важно, составил ты пять протоколов или десять. Ну, нет у нас палочной системы в России. Если протоколов мало, то выговоры получаешь, а так – нет палочной…
Суд запросил данные о телефонных вызовах, которые я совершал и которые поступали на мой телефон в этот день. И оказалось, что я вообще был за пределами Озинок, не мог быть в отделе и составлять протоколы. Но суд отклонил эти доводы. Якобы, вдруг я кому-то телефон отдавал на время. Хотя там вызовы поступали от моего начальника и от моей супруги.
Было семь томов уголовного дела. Прошло всего девять заседаний в суде. Из меня Чикатило какого-то сделали…
Просто там стояла фамилия "Романюта". Я десять лет сам проработал в уголовном розыске и знаю, как все происходит. Заводится дело, у него есть номер учета. И если я человека уже туда вписал, то списать его оттуда очень сложно. За это по голове можно получить. Как я его разрабатывал, если потом оказалось, что он невиновен? Там же и прослушка, и все такое. За это очень сильно получают.
У меня такое мнение, что в управлении собственной безопасности на нас был такой вот материал. И они меня никак оттуда списать уже не могли. А следователям, наверное, нужно было громкое дело. Четыре человека – ОПГ целое, группа лиц.
Я двадцать лет отработал в органах, а теперь из-за какой-то ерунды непонятной – лицом в грязь. С таким приговором даже в детский садик охранником не возьмут. Надеюсь, что в апелляции услышат наши доводы и объективно оценят имеющиеся доказательства.
Изгой
Прапорщик полиции по охране здания Александр Ланин. Один из осужденных за избиение задержанного в помещении ОП № 1 (Волжского района Саратова). Вторым подсудимым стал лейтенант полиции Павел Колыбасов. В октябре 2014 года обоих отправили на три года в колонию-поселение. Позже Ланину и Колыбасову смягчили приговор, "срезав" год и полгода соответственно.
Александр Ланин
"Преступление было совершено вечером 11 декабря 2013 года, сообщает СУ СКР по Саратовской области. Силовики задержали уроженца Ершовского района Каната Нуртаева за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Когда нарушителя привезли в участок, он "применил физическое насилие" в отношении двоих полицейских. В ответ те избили злоумышленника. Наказание понесли не только сотрудники полиции. Нуртаева за нападение на представителей власти приговорили к 2,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима"
Незадолго до вынесения обвинительного приговора в отношении стражей правопорядка, кто-то "слил" в Сеть видео с камеры наблюдения, установленной в отделе полиции. На 11-минутной записи, выложенной в интернет в июне 2014 года, видно и слышно, как задержанный вызывающе ведет себя по отношению к людям в погонах, бросается на них, оскорбляет и пытается сбежать. Неоднократно его вполне тактично усаживают в кресло, но в итоге все заканчивается потасовкой.
Хотя практически все комментарии к видео, которые оставляли пользователи, написаны в поддержку полицейских, бывший прапорщик Ланин уверен, что запись появилась для того, чтобы выставить его не в лучшем свете. И уже на протяжении более трех лет никто не может установить, как произошла утечка видео.
По словам Александра Васильевича, существует еще одно видео, на котором запечатлено, что основные удары задержанному были нанесены другим стражем правопорядка. А он якобы только надавал тумаков дебоширу, после того, как тот нелестно высказался о его малолетних детях.
Александр Ланин работает охранником в Покровском храме в Энгельсе. Он пытается добиться от МВД пенсионных выплат, чтобы прокормить свою большую семью, в которой воспитываются четыре ребенка. Пока помощь поступает только от прихожан.
- Я работал в органах с 1999 года. 11 декабря 2013 года я заступил на суточное дежурство в отделе полиции № 1. Получил ствол – пистолет-пулемет "Кедр" - все нормально было. И тут отдел вневедомственной охраны по Волжскому району отправили работать по украденным автомагнитолам. Когда они возвращались, то на улице увидели пьяного казаха. Схватили и притащили в отдел. А он весь на понтах, все по барабану – заходит со словами: вы козлы, вы (запрещенное Роскомнадзором слово)… Ну, мы говорим: мы знаем, кто мы, посиди спокойно десять минут и уйдешь домой.
Но он не успокаивался, набросился на одного из полицейских. Мне пришлось делать ему подсечку. Положил на пол и зову других сотрудников. А они не идут, потому что с людьми не умеют работать. Они сидят, охраняют думу нашу саратовскую, еще где-то… Такие объекты. Не знают, как с пьяными работать. А этот лейтенант, которого никто не звал – Паша – выскочил и утащил задержанного за ноги за угол в сторону, из-под видеокамеры. И там ему удар с ноги нанес. Потом оказалось, что у этого казаха первая, третья и четвертая косточки ребер сломаны.
Поднял задержанного на ноги, а он за ствол начал хвататься. Я говорю: ты что делаешь? Я теперь имею полное право применить оружие на поражение. Усадил кое-как в кресло, а он опять пытается убежать. И с разворота мне удар в висок наносит. Я падаю, он на меня. И опять этот Паша выбегает и начинает у него на ноге прыгать. Это все на записи видно. Пока я казаха удерживал, Паша схватил палку резиновую и по спине ему. Я говорю: ты что делаешь? Бросаю казаха, отбираю палку.
Позже уже мне показали другую видеозапись. Была еще одна видеокамера. Когда я отходил о нападении на полицейских сообщить, Паша, оказывается, еще раз утащил этого задержанного за угол и еще ему ногой удар нанес. Чьей вины в произошедшем тогда больше? Моей или его?
А когда задержанный начал кричать: "Молись на своих детей, я их обоссу", тут да, на меня пелена какая-то нашла. Я не выдержал, бросил его на центр зала и пнул ногой в плечо. Может по голове немного прошлось. Но не по этим сломанным косточкам, которые потом как средней тяжести вред здоровью оценили. Меня оттащили потом, а его часа в два ночи отправили на "скорой" в больницу.
Я после того удара по голове с сотрясением в больнице лежал. А потом выяснилось, что меня не допускают до работы с оружием. И уже 21 декабря 2013 года мне вручили приказ об увольнении. За 15 лет в полиции у меня ни одного замечания не было, а уволили по отрицаловке. Хотя этот казах потом присылал письма в суд, что претензий ни к кому не имеет.
А второму – Паше – дали до последнего работать с допуском к оружию, а потом еще и разрешили уволиться по собственному желанию. Как я понял, потому что у него близкий родственник – руководитель саратовской управляющей компании– очень хороший знакомый одного полицейского начальника.
Отправили нас в Кировскую область на зону для бывших сотрудников МВД, МЧС, внутренних войск. Все время пока я сидел, храм содержал мою семью.
А эти твари в звездах – ни одна не сунулась.
То есть, за 15 лет положенных на алтарь МВД я стал изгоем. Я не скрываю, что и сейчас одежда, в которой хожу – это от прихожан. Вот, ботинки отличные на ногах – это передали добрые люди. И другие вещи дают, помогают семье.
Поскольку меня уволили по отрицательной статье, теперь мне отказывают в пенсии по смешанному стажу. Сколько может быть наказания? Здоровья лишился, отсидел, работы лишился, лишился пенсии, из очереди на единовременную выплату на квартиру выкинули…
Был по этому вопросу на личном приеме у руководителя ГУ МВД по Саратовской области Сергея Аренина, который теперь законотворцем стал. Зашли с адвокатом. Аренин спрашивает: "Ты сидел?". Я говорю: "Да, сидел". Все, для него я уже пыль, прах.
Адвокат задала ему вопрос: "Почему Ланина уволили по отрицательным мотивам, а второго, у которого вина больше, нет? И дали по собственному желанию уволиться?" И этот человек, который сейчас в Совете федерации сидит, заявляет: "А тем, у кого вина больше в преступлении, мы даем доработать до суда".
Законотворец! Это в каком законодательстве так может быть, что меня уволили сразу, а преступник еще полгода ходил на службу?!
Я сейчас не могу даже пенсии добиться. Хотя бы эти 9 тысяч рублей. Плюс 7 тысяч, которые здесь за охрану получаю – уже 16 было бы. Очень помогло бы моей семье.
А так получается, что я просто маньяк какой-то, мясник. Не то, что по локоть руки в крови, а словно по шею в крови стою, да еще и хлебаю ее ртом. Неужели такое страшное я совершил преступление, выполняя свои прямые обязанности – обеспечение порядка на вверенной территории? Какие еще мне наказания предстоит испытать, Боже? Я уже и не знаю!