Главное следственное управление СК РФ завершило расследование уголовного дела в отношении бывших руководителей ЗАО «Саратовский авиационный завод» Игоря Скляра и Олега Фомина. Их обвиняют в преднамеренном банкротстве некогда мощного предприятия, злоупотреблении полномочиями и неисполнении обязанностей налогового агента (ст. 196, ч. 2 ст. 201, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ).
«В 2009 году генеральный директор ЗАО „Саратовский авиационный завод“ Скляр и председатель совета директоров предприятия Фомин вывели ликвидное имущество завода по заниженной стоимости, а также создали искусственную кредиторскую задолженность, что привело к банкротству предприятия и причинению материального ущерба на сумму 895,8 млн рублей», — полагают в федеральном Следственном комитете.
Кроме того, Скляр обвиняется в том, что не перечислил в бюджет НДФЛ из заработной платы работников завода в размере 41,3 млн рублей.
Преступления были выявлены еще в 2016 году. На их расследование ушло шесть лет. В ГСУ объясняют это тем, что нужно было провести много экспертиз и следственных действий, связанных с поиском и анализом необходимых документов. Уголовное дело направлено в прокуратуру для решения вопроса о дальнейшей передаче в суд.
Напомним, в Саратове была создана рабочая группа по возвращению земель САЗ в собственность государства. Практически по всем искам были приняты решения в пользу Росимущества. В мае 2021 года стало известно, что ООО «Торговый центр «Оранжевый» проиграл суд по поводу огромного земельного участка на бывших землях САЗ. Арбитраж признал передачу земельного участка незаконной.
На бывших землях Саратовского авиазавода, которые государство отсудило у коммерсантов, спикер Госдумы Вячеслав Володин в феврале 2020 года предложил построить индустриальный парк. Год спустя в областном правительстве прошло совещание по этому поводу. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров поручил начать работу над промышленным парком. В реализацию проекта придется вложить порядка 600 миллионов рублей. Однако местные жители микрорайонов Авиатор, САЗ, 1, 3, 4 жилучастка выступили категорически против размещения производств рядом с Волгой и густонаселенным районом, и также в непосредственной близости от школы и детских садов. В итоге власти отказались от идеи строительства.
САЗ был основан в 1931 году. Изначально он специализировался на производстве сельхозтехники и комбайнов. В годы Великой Отечественной войны на его базе производились истребители Як-1 и Як-3. Саратовский авиационный завод за огромный вклад в Победу был награждён орденом Трудового Красного Знамени. После войны на САЗ производили реактивные Як-11 и самолеты вертикального взлета Як-38, а затем пассажирские Як-40 и Як-42, которые до сих пор используют некоторые авиакомпании.
В 2003 году Саратовский авиационный завод выпустил последний самолёт Як-42 и перестал быть авиастроительным предприятием. Он стал только ремонтировать и обслуживать самолеты. Имущество завода постепенно начали распродавать. В итоге в 2010 году завод практически перестал существовать, началась застройка территории жилыми домами.