Они просто уничтожают лес. Омерзительная и ужасающая картина. На месте здоровых и крепких деревьев должны появиться двух-трехэтажные коттеджи так называемой элиты. Сюда бы согнать побольше представителей власти да всяческих контролирующих органов, чтобы они увидели это варварство собственными глазами. Но вот беда, по некоторой информации, никого и сгонять особо не надо. Высокопоставленные деятели якобы сами проживают тут, на территории, которая чуть раньше уже была зачищена от зеленых насаждений.
Речь идет о застройке огромного участка леса в микрорайоне Тинь-Зинь, что находится в Энгельсе, недалеко от въезда на старый мост. После того как весной 2015 года власти одним росчерком пера определили землю под жилищную застройку, местные жители забили тревогу. Они стали обращаться во все инстанции.
Результат не заставил себя долго ждать: "таинственные" лесорубы стали планомерно уничтожать деревья, расчищая все новые площадки под коттеджи. Вполне возможно, что в тот момент, когда вы читаете эти строки, очередные сотни тополей падают жертвами безжалостной застройки. И остановить этот беспредел, как уверяют региональные чиновники, фактически невозможно.
Из пневматики по лыжникам
Тинь-Зинь в основном состоит из стареньких частных домов и многоквартирных бараков, которые когда-то давно были построены для работников Мостоотряда № 8. С некоторых пор микрорайон стал разрастаться. Происходило постепенное углубление центральной улицы — Тургенева — все дальше в лес, вдоль озера Сазанка. Прирост домов шел за счет вырубки деревьев, на место которых приходили роскошные многоэтажные коттеджи.
Как отмечают старожилы, многие из этих элитных новостроек принадлежат известным и влиятельным в Саратовской области людям. Здесь якобы куда ни плюнь, попадешь или в какого-нибудь зампрокурора, или в чиновника регионального масштаба, или в полицейского руководителя. Поэтому местные предпочитали не только не плеваться по сторонам, но и не возникать по поводу вялотекущей вырубки леса. Проку — ноль, а себе дороже выйти может.
Однако когда деревья стали валить в промышленных масштабах, наиболее смелые и отчаянные активисты решили предпринять попытку отстоять народное достояние. На сайте Change.org была размещена петиция под заголовком: "Мы против вырубки леса в Тинь-Зине!". Адресатом сообщения был выбран президент России Владимир Путин.
"Неужели в нашей степной зоне так много лесов и зон отдыха граждан, что можно с легкостью уничтожать последние островки здоровья, отдыха и спорта, загоняя людей обратно в город, в духоту, пыль и нервозность?" — вопрошают авторы петиции, которая за две недели набрала уже более тысячи подписей.
Место тут действительно более чем привлекательное. Что-то вроде саратовской Кумысной поляны. Сюда, кстати, из областного центра приезжают. Летом — на пикники, зимой — на лыжах кататься. Для любителей спорта тут вообще раздолье. Есть канатный городок, велопрокат, школа гребли на байдарках… Учащиеся со всего Энгельса регулярно проводят здесь веселые старты и соревнуются в спортивном ориентировании.
Теперь все это находится под угрозой. В этом убедились журналисты нашего издания, осмотрев спорный участок. Уже сейчас добрую часть территории, расположенной в конце улицы Тургенева, отрезал забор, за которым расположились чьи-то хоромы. Что-то вроде микрорайона внутри микрорайона. Сквозь щель ворот видны коттеджи, а дальше — заросли, чудом не тронутые новыми хозяевами леса. Деревья спускаются к Сазанке, и с той стороны пока нет никаких ограждений. Поэтому любители природы частенько захаживают на "чужую" землю.
— Видите там вдали будку? — спрашивает у нас местная жительница Марина Огарева. —Там находятся охранники одного из коттеджей. Насколько я знаю, дом принадлежит сыну известного депутата. Так вот, если лыжники заезжают сюда, то по ним просто открывают стрельбу из пневматики.
Комар носа не подточит
Но самое страшное ждало нас впереди. Когда смотришь на уже отстроенные особняки, конечно, становится жаль погибшие ради этих новостроек деревья. Но растений уже нет, от них и следа не осталось. А вот место, еще только разбитое на делянки, это действительно впечатляющее зрелище.
Свежие пни, из которых, кажется, еще выделяется древесный сок. Их тут десятки. Рядом с местом преступления, как издевка, покрытый ржавчиной плакат с надписью: "Охранять природу — значит охранять Родину". А убивать природу — значит убивать Родину? Наверное так. Этим тут и занимаются.
Местные жители еще в мае прошлого года, после первой волны вырубки леса, обратились за помощью в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области. В ответ чиновники сообщили, что в 2007 году администрация Энгельсского района добилась признания недействительным права федеральной собственности на спорный участок. Тогда огромный кусок леса (9 миллионов 426 тысяч квадратных метров) отошел в руки муниципалитета. А значит, у министерства нет никаких полномочий на рассмотрение вопросов, связанных с этой собственностью.
Ну а 28 мая 2015 года глава района Дмитрий Лобанов подписал решение о внесении изменений в генплан Энгельса, тем самым узаконив появление коттеджей в лесу. Часть территории была переведена в зону жилищного строительства.
Люди, которые ради эксперимента пытались приобрести здесь участок, отмечают, что делается это через властные кабинеты. Якобы есть специальные деятели, которые по предоплате и без каких-либо письменных гарантий берутся уладить все вопросы с руководством Энгельсского района.
Пока муниципальная земля в микрорайоне Тинь-Зинь распродается вместе с находящимися на ней деревьями, многодетным семьям чиновники предлагают довольствоваться весьма сомнительными участками, расположенными в неблагополучных районах Энгельса. Например, Марина Огарева, как мать троих детей, имеет право на получение такого рода поддержки. Но вся ее переписка с местными и региональными властями сводится к одному: берите то, что дают на отшибе, поскольку в районе Мостоотряда участков для вас нет. Видимо, многодетные никак не вписываются в схему освоения леса энгельсскими властями.
К слову, одна из активисток, ратующих за спасение природы в Тинь-Зине, Вера Акимова, не так давно получила некоторые ответы на свои обращения в федеральные органы власти. Так, 8 февраля этого года заместитель руководителя Рослесхоза Елена Комар сообщила, что рассмотрением вопроса займется начальник департамента лесного хозяйства по ПФО Александр Орнатский.
"При наличии оснований и в соответствии с установленным порядком обеспечьте выдачу предписания об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности", — давала указания г-жа Комар г-ну Орнатскому. Однако тот уже 15 февраля скинул с себя груз ответственности, сославшись на указанную выше передачу земель из федеральной в муниципальную собственность. В ответе этот деятель указал: "Указанный лесной участок не относится к землям лесного фонда, в связи с чем проверка указанных вами фактов не входит в компетенцию департамента".
Потому что он черный
Ну и напоследок. Пока в Энгельсе уничтожается прекрасный уголок природы, профильное министерство раздает журналистам весьма странные комментарии. Так, чиновники заявили нашим коллегам из ИА "Свободные новости", что на самом деле осуществляется вырубка деревьев породы "Тополь черный". Якобы этот вид растет 30-40 лет, после чего представляет угрозу жизни человека из-за старения и гниения.
Во-первых, по данным из открытых источников, тополь черный имеет период зрелой жизни до 70 лет. Во-вторых, интересно узнать, кто же проводил проверку "старения" и "гниения" деревьев в районе Тинь-Зиня, прежде чем безжалостно вырезать в лесу прямоугольный участок?
Мы попросили представителей министерства природных ресурсов и экологии региона прояснить эту ситуацию. Чиновники отметили, что в своих рассуждениях о тополе черном опираются на приказ Рослесхоза "Об установлении возраста рубок", в соответствии с которым тополь обречен на смерть уже в 36-40 лет.
"Помимо легковоспламеняемости и аллергенности тополиного пуха, большим недостатком тополей является легкая поражаемость внутристволовыми гнилями и слабая корневая система. Поэтому каждая серьезная гроза, сопровождающаяся шквалистым ветром, предвещает опасность падения деревьев на людей, транспорт и строения", — говорится в ответе.
Что же касается возможности прекращения рубки деревьев, то она, по словам региональных чиновников, существует. Для этого необходимо всего лишь признать такую рубку незаконной. "Оценка законности вырубки насаждений, расположенных на землях иных категорий, в том числе землях городских поселений, находится в сфере полномочий органов местного самоуправления, правоохранительных органов и органов прокуратуры", — отметили в министерстве и подчеркнули, что перенаправляют все сообщения о сносе деревьев в районе Тинь-Зиня… в администрацию Энгельсского района. То есть тем, на кого люди, собственно, и жалуются.
Просим Саратовскую межрайонную природоохранную прокуратуру считать эту публикацию официальным обращением.
Мы продолжим следить за развитием событий.