Трагедия произошла 11 сентября. До сих пор нет официальной информации о том, по какой причине случилось возгорание. По нашим данным, скорее всего, в заключении специалистов речь будет идти о неисправной проводке. Она могла замкнуть на втором этаже. Или в общем коридоре, или в квартире, хозяин которой в итоге скончался.
Начался пожар незадолго до праздничного салюта посвященного Дню города, приблизительно в 21:40. Ждать пожарную технику долго не пришлось — Главное управление МЧС по Саратовской области находится в двух шагах от места ЧП. Однако прибывшие расчеты столкнулись с большой проблемой. В специальных гидрантах, расположенных поблизости от горящего здания, не было воды.
Пока огнеборцы протягивали шланги от здания Саратовского государственного аграрного университета, на постройку вылили всю имеющуюся в пожарных машинах воду. Жидкости оказалось недостаточно, чтобы предотвратить распространение огня.
— На мой взгляд, они просто не понимали, что делать дальше, — вспоминает о работе пожарных один из пострадавших в тот день жильцов. — Потом где-то подключились к воде, видимо, не ожидали сами — напор был такой силы, что шланг вылетел из рук и стал метаться из стороны в сторону. Я не могу судить, насколько профессионально они выполняли свой долг, но скажу только одно: последний язык пламени был потушен в 4 часа утра. Я на одном из информационных сайтов потом видел новость, что пожар якобы удалось потушить за полчаса. На самом деле это длилось более шести часов.
Удивительно, но на сайте ГУ МЧС по Саратовской области нам не удалось найти официальную информацию о пожаре в центре города. Не оказалось сведений о произошедшем и в специальной сводке, где сотрудники управления выкладывают короткие сообщения обо всех ЧП, происходящих в регионе.
Зато здесь есть перепечатка новости с сайта правительственного информагентства от 19 сентября. В ней говорится о том, что председатель Двенадцатого арбитражного апелляционного суда поблагодарил пожарных за спасение здания служителей Фемиды от огня, который, по его мнению, мог перекинуться с пылающего жилого дома на соседние постройки. Судья даже попросил начальника ГУ МЧС региона Игоря Качева поощрить личный состав "за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей и активное устранение последствий пожара".
Пока непонятно, нашла ли награда героев. Как неясно и то, почему в специальных коммуникациях возле горящего здания не оказалось воды. Об этом мы спросили руководство МУПП "Саратовводоканал", в сетях которого находятся свыше 2,3 тысячи пожарных гидрантов областного центра. Представители муниципального предприятия пообещали оперативно ответить, но на момент сдачи этой публикации в печать на связь так и не вышли.
Между тем, как стало известно нашему изданию, в июле–августе 2016 года МУПП провело три закупки у единственного поставщика, предметом которых являлась проверка пожарных гидрантов на территории города Саратова. Общая сумма причитающихся за эту работу денег составляет около одного миллиона рублей. В качестве подрядчика выступило структурное подразделение регионального управления МЧС — ФАУ "Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы по Саратовской области".
Представители этой организации изначально заявили корреспонденту, что не занимаются проверкой гидрантов. Однако позже руководитель центра Михаил Ильин признал, что подобные работы ведутся, но от комментариев воздержался, направив журналиста в пресс-службу МЧС области. Там пока тоже не удалось получить пояснения по поводу произошедшего.
Тем временем власти не спешат восстанавливать пережившее пожар жилое здание. В этом корреспондент нашего издания убедился, побывав на днях на месте ЧП. Обгоревшие и пролитые пожарными квартиры второго этажа представляют из себя жалкое зрелище. Сквозь остатки потолочного покрытия там видно небо.
Понимая, что в подобном состоянии дом долго не протянет, некоторые собственники, имеющие финансовую возможность, сами наняли строителей, чтобы хотя бы временно залатать зияющие дыры. Сейчас часть кровли уже покрыта металлическими листами, которые, как надеются владельцы квартир, выдержат вес снега. В то, что чиновники снизойдут до погорельцев до начала зимы, уже мало кто верит.
Люди, фактически оказавшиеся на улице в преддверии холодов, обращались во все возможные инстанции, однако ответов так и не дождались. Всего в результате пожара пострадало 11 квартир, из которых три — муниципальные. Где сейчас ютятся семьи с Первомайской, 72 — тайна, покрытая мраком. В администрации Волжского района Саратова, которая должна держать ситуацию на контроле, с корреспондентом отказались говорить на эту тему.
По сведениям жильцов, с которыми нам все-таки удалось пообщаться, городское руководство уже длительное время раздумывает, выделять ли средства из резервного фонда на восстановление крыши дома. О рассмотрении такой возможности не так давно журналистам заявил заместитель главы администрации Саратова Андрей Гнусин. Ситуацию осложняет то, что здание является вновь выявленным объектом культурного наследия. Это делает стоимость ремонта совсем уж неподъемной для собственников квартир.
Пока чиновники заседают, погорельцы предпринимают попытки найти еще какие-то варианты решения проблемы. Так, они обратились за помощью в Фонд капремонта в Саратовской области. Дело в том, что кровлю пострадавшего здания региональный оператор по плану должен отремонтировать в 2017 году. Люди попросили лишь немного перенести сроки в связи с тем, что сложилась экстренная ситуация и работы необходимо произвести до наступления зимы. Но в фонде, учредителем которого является министерство строительства и ЖКХ региона, им ответили отказом. Мол, не вправе мы переносить, это вы с городскими властями решайте.
Интересно получается. Фасады зданий на Московской начали ремонтировать за счет средств фонда сразу после ревизионной поездки губернатора по одной из главных улиц города. Реконструкцию крыш домов в Марксе под выборы сдвинули в графике с 2020 на 2016 годы, в результате чего подрядчик вынужден был приступить к работам осенью, а жилые постройки затопило проливными дождями. А тут реальное ЧП, требующее незамедлительной реакции — и тишина.
Куда делось оперативное взаимодействие между ветвями и уровнями власти? Где слаженные действия по спасению? Почему произошел такой сбой?
Может быть, чиновники чего-то недопонимают? Спешим сообщить им, что на этом страшном пожаре погибли не все. Так что полюбившаяся многим деятелям формула про отсутствие человека, влекущее за собой решение проблемы, здесь не действует. Люди есть. И у них беда. Это ваша беда, дорогие народные слуги. Стоит помнить об этом каждую секунду, пока погорельцы, лишившиеся крыши над головой, бьются о железобетонную бюрократическую стену в надежде на то, что власть умеет не только раздавать обещания, но и выполнять их.
Мы продолжим следить за развитием событий.