На дне

На дне
Министр финансов области Александр Ларионов
По всей видимости, наше издание раскрыло одну из самых страшных тайн правительства Саратовской области. Сами того не желая, мы наткнулись на артефакт, который может свидетельствовать о том, что в региональной казне нет денег. И речь идет вовсе не о государственном долге или дефицитном бюджете. Денег, похоже, нет ВООБЩЕ

По всей видимости, наше издание раскрыло одну из самых страшных тайн правительства Саратовской области. Сами того не желая, мы наткнулись на артефакт, который может свидетельствовать о том, что в региональной казне нет денег. И речь идет вовсе не о государственном долге или дефицитном бюджете. Денег, похоже, нет ВООБЩЕ. То есть чиновники составляют статьи доходов и расходов, депутаты потом их принимают на заседаниях областной думы, но все это лишь иллюзия. А печальная правда ужасна и беспощадна.

Вывод о том, что региональная казна пуста, напрашивается по итогам мониторинга дел, назначенных к рассмотрению или уже рассмотренных в арбитражном суде Саратовской области в 2014 году. В недавней публикации под заголовком «Как пить взять» мы рассказывали о нескольких случаях, когда руководство коммерческих и бюджетных организаций подавало исковые заявления с требованиями к различным структурным подразделениям областного правительства.

В частности, речь шла о компании из Псковской области ОАО «Великолукский завод Лесхозмаш», которая уже восемь месяцев дожидается своих кровно заработанных 27,3 млн рублей, до сих пор не выплаченных управлением делами правительства Саратовской области по договору на поставку техники, и еще о ряде организаций, столкнувшихся с аналогичными проблемами. Подрядчики требуют от чиновников денег за работы, выполненные по государственным контрактам. То есть по итогам торгов та или иная фирма получала заказ, но средства, заложенные под это дело в бюджете, почему-то не перечислялись. Цена вопроса — десятки миллионов рублей.

Все это усугубляется еще и тем, что за просрочку оплаты работ подрядные организации в суде заявляют к чиновникам дополнительные требования выплатить неустойку или проценты за пользование чужими деньгами. В приведенном выше примере с ОАО «Великолукский завод Лесхозмаш» речь идет о взыскании дополнительно почти полумиллиона рублей!

Эта огромная сумма появилась, можно сказать, из воздуха. Просто потому, что чиновники своевременно не осуществили оплату. Откуда будут взысканы эти средства в случае положительного для псковской компании решения суда? Вовсе не из карманов тех, по чьей вине власти почему-то своевременно не рассчитались с подрядной организацией, а из бюджета Саратовской области...

Следует учитывать, что речь идет именно о региональной казне, а не о какой-то кредитной организации, в которой своевременно не выплаченные деньги могли бы прокручиваться и, как говорится, «работать», принося прибыль. В нашем случае средства лежат мертвым грузом и, напротив, приносят с каждым днем все больше убытков бюджету области.

Оказалось, что единичными примерами, которые мы приводили в прошлом номере «Газеты Наша Версия», дело не ограничивается. Можно смело говорить о пугающей тенденции. Картотека арбитражных дел буквально пестрит исковыми заявлениями организаций к министерствам, комитетам и управлениям регионального правительства.

Вот, например, комитет дорожного хозяйства области. Только в текущем году к нему было предъявлено исковых требований на общую сумму более 129 млн рублей! При том, что мы рассматривали лишь те заявления, в которых сумма взысканий была свыше миллиона рублей. Так, саратовское ООО «Лайтика» намерено получить от чиновников задолженность по государственному контракту, заключенному в июле прошлого года, в размере 3,4 млн рублей.

В свою очередь ООО «Регион» (г. Калининск) заявило о претензиях по госконтрактам за разные годы на общую сумму 60,7 млн рублей. Интересно, что при подаче искового заявления эта фирма обратилась с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с тяжелым финансовым положением. Видимо, ребята терпели до последнего. Впрочем, в случае победы этого ООО в суде госпошлина будет взыскана опять же с многострадального бюджета области.
2,9 млн рублей с регионального комитета дорожного хозяйства планируют взыскать представители саратовского ООО «Антарес». Также на 7 мая назначено рассмотрение искового заявления еще одной местной компании, с которой не расплатились чиновники, — ООО «Треугольник» (сумма исковых требований 2,3 млн рублей).

Еще один крупный подрядчик — ОАО «Дорожное предприятие № 6», расположенное в поселке Зоринский Саратовского района, — намерен бороться в суде за 58,9 млн рублей. Причем из этой суммы 1,2 млн — это проценты за пользование чужими денежными средствами, то есть те самые «деньги из воздуха», которые теперь могут быть взысканы с комитета дорожного хозяйства области. Между тем этих бюджетных денег было бы более чем достаточно для того, чтобы оплатить лечение 5-летней Маши Пономаревой, проживающей в Саратове, которой срочно требуется операция на сердце, а также 6-летнего Артема Ермолаева из Петровска, больного атипичным аутизмом. Сейчас деньги на лечение этих детишек с мира по нитке собирает региональное отделение благотворительного фонда «Русфонд».

Есть и уже состоявшиеся решения по искам к комитету. Так, 16 апреля 2014 года арбитражный суд постановил взыскать с комитета в пользу ООО «ВольскИнвестСтрой» задолженность по государственному контракту на содержание автомобильных дорог в размере 479 тысяч рублей. Также с чиновников решено истребовать расходы на оплату услуг представителя фирмы в размере 7 тысяч. Это решение пока не обжаловано.

Другие структурные подразделения регионального правительства тоже не отстают. Например, саратовское МУП «Городское бюро технической инвентаризации» подало исковое заявление к комитету капитального строительства области о взыскании задолженности по государственному контракту, заключенному еще в октябре прошлого года. Тогда муниципальное предприятие выиграло право на производство комплекса кадастровых работ, необходимых для изготовления технических планов по объекту «Водозабор подземных вод» в Балашове. За это чиновники должны были выплатить 472 тысячи рублей. Судя по тому, что руководство МУП заявило требования на 461 тысячу, представители комитета не очень-то щедрые люди. Помимо прочего «Городское БТИ» просит взыскать с заказчика более 10 тысяч рублей в качестве пени за просрочку платежа.

Вы будете смеяться, но наши чиновники не платят даже за бумагу! Ту, что офисная, формата А4. В ноябре 2013 года волгоградское ООО «Офис-Царицын Плюс» подписало контракт с министерством образования Саратовской области, которому потребовалось 650 пачек такой вот бумаги. Фирма из соседнего региона предложила наиболее выгодную стоимость товара — 82 тысячи 225 рублей. Теперь эту сумму предприниматели взыскивают с минобраза через суд...

Как и комитет дорожного хозяйства, министерство образования региона в этом году уже отметилось проигранными делами. Например, 8 апреля арбитражный суд вынес решение по исковому заявлению ЗАО «Современные технологии». Эта фирма оказывала министерству услуги по созданию системы защиты информации и защищенной ведомственной сети передачи данных, но денег за свою работу не получила.

Надо сказать, со стороны чиновников было весьма глупо «кидать» на деньги такого подрядчика. А вдруг, обойдя собственную систему защиты, обиженные представители фирмы узнают какие-нибудь подробности по поводу взаимоотношений минспорта и минобраза? Ну, там про отгремевшее недавно дело в отношении Дмитрия Козлачкова и министерские шкатулки с секретами...

Впрочем, суд встал на сторону ЗАО и постановил взыскать с ведомства Марины Епифановой задолженность в размере 620 тысяч рублей плюс неустойку (5,2 тыс. рублей) и государственную пошлину (15,5 тыс.). Такое решение может быть обжаловано в течение месяца. К слову, на одну только сумму госпошлины — деньги, которые не пришлось бы доставать из бюджета, если бы министерство своевременно оплатило работы не доводя дело до суда, — вполне можно подготовить к зиме «сироту гаражную» Елену Слепову, о проблемах которой неоднократно сообщало наше издание. Этих средств хватило бы на теплую одежду с лихвой.

Подобных примеров, когда подрядчику не выплачиваются честно заработанные деньги и он обращается в суд, еще очень и очень много. Так что же, в конце концов, происходит? Мы попытались найти ответ на этот вопрос в министерстве финансов Саратовской области, поскольку именно это структурное подразделение правительства во всех перечисленных случаях привлекается к участию в процессах в качестве третьего лица. Однако в ведомстве, которое возглавляет Александр Ларионов, раскрывать большой секрет не спешат.

Вот и получается, что единственным логичным и вместе с тем пугающим объяснением происходящему пока остается полное отсутствие средств в бюджете Саратовской области. Ведь есть программы и строки расходов, аукционы и конкурсы, победители и контракты, подрядчики и заказчики... Есть все, кроме денег и комментариев г-на Ларионова.

Продолжение следует