Далеко упало

15 апреля 2016, 17:58
Далеко упало
Лю-ю-ди-и-и, а-у-у-у

У промышленного садоводства в Саратовской области большие перспективы. Природные условия позволяют эффективно заниматься производством фруктов и винограда, а обеспеченность населения местной продукцией пока далека от нормативов. Импортозамещение реально, но развитию бизнеса мешает множество проблем. Одна из них — отсутствие грамотных специалистов и вообще любых кадров в специализированных хозяйствах. Об этом местные эксперты говорили на днях на заседании круглого стола, посвященного проблемам развития садоводства в нашем регионе.

Дискуссия с участием представителей власти, науки и аграрного бизнеса прошла в пресс-центре газеты "МК" в Саратове".

После того как Россия посредством специальных санкций ограничила ввоз продовольствия на свою территорию из ряда стран Европейского союза, возникла проблема замещения импортной еды, включая фрукты-овощи. Про то, что большую долю рынка яблок до начала "войны санкций" на российском рынке занимала продукция Польши, теперь знают почти все. Но проблема состоит в том, что запретом импорта собственное производство нарастить, разумеется, не удалось. Официальные данные подтверждают, что несмотря на весь информационный шум и ритуальные заявления власти, темпы роста в садоводстве пока невелики. Как сообщил на встрече заместитель министра сельского хозяйства области Александр Зайцев, объем производства плодово-ягодной продукции в регионе в 2015 году составил 86 тысяч тонн. Это всего на пять процентов больше того, что было произведено в 2014-м. О том, как из-за возникшего дефицита и передела рынка взлетели цены на овощи-фрукты, никому из жителей Саратова и области рассказывать тоже не нужно — все хорошо знают это на примере собственных кошельков.

Площадь плодово-ягодных насаждений во всех категориях хозяйств губернии составляет сейчас более 9 тысяч гектаров. В структуре многолетних насаждений на семечковые культуры приходится более половины площадей. Виноградников в регионе — всего 171 гектар. Крупнейшие плодово-ягодные хозяйства находятся в Ртищевском, Петровском, Хвалынском, Саратовском и Вольском районах.

Разворот власти к собственному производителю уже дает некоторые плоды. В 2014 году новые сады в нашей области были заложены на площади 188 гектаров. В прошлом — уже на 378 гектарах. В этом году их объем должен увеличиться еще на 500 гектаров. Годом ранее под раскорчевку старых садов пошло 235 гектаров, в этом году цель — 400 гектаров. Немаловажно и то, что в отрасль начали поступать бюджетные деньги. В текущем году, к примеру, на поддержку садоводства планируется выделить более 50 миллионов рублей.

Лю-ю-ди-и-и, а-у-у-у

Осенью 2014 года, когда развитие местного промышленного садоводства участники рынка с властью и учеными наконец начали хотя бы обсуждать, стало понятно, что проблем у отрасли — выше крыши. Сеть советских питомников за последние десятилетия была разрушена. Львиная доля садов пережила возраст в четверть века. Среднегодовая урожайность до недавнего времени была в 4-6 раз ниже потенциально возможной, а производство плодовых культур в области сами аграрии оценивали как убыточное. Кроме того, они жаловались, что торговые сети с ними не горят желанием сотрудничать, выставляя кучу условий и множество видов штрафов. Еще одна проблема — отсутствие хранилищ, потери урожаев на складах старого типа достигают десятков процентов.

Губернатор Валерий Радаев той осенью, посадив три яблони в Корольковом саду, заявил о задаче довести площадь садовых хозяйств до 30 тысяч гектаров. "Для этого есть все возможности: и наука, и молодежь, и бизнес, готовый принимать смелые решения", — убеждал тогда Радаев. Но региональная программа развития агропромышленного комплекса до 2020 года предполагает, что в области могут появиться за ближайшие годы лишь 2,4 тысячи гектаров садов. А никак не 30 тысяч. И это если из областного и федерального бюджетов садоводам и фермерам удастся получить необходимое финансирование (см. статью "Правофланговые сады", № 35 (285) от 3 октября 2014 года).

Теперь, весной 2016 года, участники рынка в один голос говорят о том, что специалистов для развития промышленного садоводства в Саратовской области катастрофически не хватает. И это при том, что у нас есть свой большой профильный вуз — Саратовский государственный аграрный университет имени Вавилова. Его профессор Иван Еськов, сравнивая нынешнее садоводство в регионе (включая обеспеченность кадрами) с тем, что было 30 лет назад, охарактеризовал сегодняшнее положение как "плачевное". Хотя и подчеркнул при этом, что новые технологии в аграрном бизнесе, в том числе интенсивное садоводство и капельное орошение, дают возможность заниматься более высокопродуктивным производством, меньше зависеть от погоды или, по крайней мере, минимизировать ущерб засух.

Отвечая на вопрос представителей бизнеса, сколько конкретно специалистов-плодоводов выпустит в этом году СГАУ, Еськов назвал цифру… пять. После этого не удивительно было слушать выступление руководителя ООО "Деметра" из Ртищевского района Лидии Шерстниковой, которая говорила о том, что предприятию не хватает специалистов даже самой средней квалификации, не говоря уже про опытных профессионалов. "Мы сейчас остались практически без трудовых ресурсов, у нас одни временщики. А потом от нас они уедут в ту же самую Москву — охранять офисы", — посетовала Шерстникова. "На 2-3 гектара к нам никто не поедет, да и мы не можем себе на 2-3 гектара опытного агронома позволить. Поэтому единственный способ — это кооперация нескольких хозяйств, чтобы совместно нанимать профессионала", — отметил фермер из Хвалынского района Георгий Горбунов. "Агронома сегодня невозможно найти хорошего", — резюмировал глава Саратовского района Иван Бабошкин.

Потерявши плачем

Саратовская область — регион с большими традициями садоводства. К примеру, ртищевские сады, которыми теперь занимается продовольственная группа "Сады Придонья", берут начало с сада помещика Ивана Яблочкова, посадившего яблони в 1840 году близ села Ивановка (Кизлярка) на берегу реки Песчанки. (Еще одним представителем этого рода, кстати, был великий русский изобретатель-электротехник Павел Яблочков). Через полвека сад перешел по наследству Екатерине Яблочковой, мужем которой стал агроном Михаил Эшлиман. Он, по сведениям краеведов, весьма достойно продолжил дело тестя, поскольку продукция садов настолько высоко котировалась, что яблоки оттуда даже называли эшлимановскими. После событий 1917 года поместье было экспроприировано, и в 1921-м там организовали плодосовхоз № 48 "Красный". Он потом менял названия, но до 90-х годов ХХ века увеличивал площади и регулярно обновлял сорта яблонь и ягодных кустарников. В начале нашего века хозяйство начало скатываться в упадок. Теперь им занимается компания "Сады Придонья", так что можно надеяться на благополучное будущее.

Многие другие плодовые хозяйства Саратовской области прошли схожий путь забвения, запустения и одичания, но даже легендарным садам пока везет в меньшей степени: из 42 хозяйств, действовавших на территории Саратовской области до 1990 года, выжила примерно четверть. Как рассказал Иван Бабошкин, в Хмелевке бывшее советское хозяйство действует и к нему активно приглядывается крупный инвестор, но стороны пока не сошлись в цене. Кроме того, у продавца нет документов, подтверждающих права собственности.

Относительно "Садов Придонья" в ходе дискуссии были высказаны и нарекания. Лидия Шерстникова, чье хозяйство "Деметра" соседствует с этой компанией в Ртищевском районе, пожаловалась, что ей приходится "сражаться за землю" с бизнес-структурой. Перспектива защищать свои права в суде ее не прельщает. "Если все время проводить в судах — когда работать?" — возмутилась Шерстникова. Кроме того, ее недоумение вызывает и тот факт, что "Сады Придонья" не хотят идти на прямой контакт с производителями сырья (даже ближайших соседей, расположенных буквально "через забор"), а предпочитают работать с посредниками.

Природные условия в разных районах Саратовской области благоволят развитию садоводства. В качестве примера был приведен бывший совхоз "Прогресс" в Ровенском районе, расположенный в прибрежной зоне Волги. Несмотря на идеальные условия для произрастания яблонь, это хозяйство находится в состоянии упадка. Как отметил представитель новой команды, которая занялась бывшим совхозом, Сельхаджи Махмалиев, основная часть посадок на 600 гектарах — это деревья, которые требуют раскорчевки. "Это уже не старый сад, а вообще не сад", — признал предприниматель. По его словам, большой проблемой является отсутствие специальной техники для таких работ. А выделение бюджетных субсидий на раскорчевку, по мнению агрария, надо удвоить.

И в дальний путь, на долгие года

В деле обеспечения населения плодами и ягодами существует еще такой ресурс, как сами граждане, с их дачами, садами и огородами. К примеру, в Саратовском районе, по словам его главы, в весенне-летний период численность населения за счет дачников возрастает в шесть раз, до 300 тысяч человек. Но возвращаться в лихие 90-е, когда соотечественники чуть ли не поголовно были вынуждены сами выращивать себе еду, — точно не лучшая стратегия. "В то время как космические корабли бороздят просторы Вселенной", а частный бизнес в США на днях научился возвращать на землю ступени ракет для многоразового использования, лихорадочное массовое земледелие — точно не способ повышения конкурентоспособности страны. Но особенность ситуации состоит в том, что даже те, кто хотел бы заняться фермерством, зачастую не знают, что государство — оказывается! — готово им в этом немного помочь. На прошедшем недавно в Саратове деловом форуме, собравшем малый и средний бизнес, говорилось о том, что население страны и нашего региона, в частности, плохо осведомлено о том, какие существуют программы и формы поддержки начинающих и действующих предпринимателей (см. статью "Бизнес поддержали домкратами", № 12 (354) от 1 апреля 2016 года). На заседании круглого стола по садоводству тоже попеняли, что жители Саратовской области плохо информированы о том, какие меры власти разных уровней предусмотрели для городских жителей, желающих стать фермерами и переехать в сельскую местность. Почему так складывается, если из всевозможных бюджетов финансируется так много разных чиновничьих сайтов и программ по коммуникации с населением, а также вал публикаций в СМИ в рамках программ информационного партнерства?

Одним словом, пока надеяться на быстрое импортозамещение плодово-ягодной продукции силами наших аграриев не приходится. Долгие десятилетия власть не обращала внимания на отрасль промышленного садоводства, а бизнесу вкладываться туда было невыгодно и неинтересно. Саратовские производители выращивают не так мало, как иногда кажется, но должно пройти время, пока они смогут достичь такого объема, чтобы завалить своими плодами всех желающих. Жители губернии обеспечены фруктами и ягодами местного производства только на треть от необходимости по рациональным нормам питания. Чтобы положение изменилось, в области необходимо заложить еще 16 тысяч гектаров садов. Если планы на нынешний год будут выполнены в полном объеме, площадь новых саратовских садов за три года (2014–2016) составит всего лишь немногим более тысячи гектаров. Цель до 2020 года — 2,4 тысячи гектаров. Проще говоря, ждать придется долго. Впрочем, нам не привыкать.