Физическое устранение

Физическое устранение
"Вас так и не избили? — как-то печально спросил полицейский. — Ну тогда здесь нет состава никакого. Просто словесные угрозы. Вот если бы конкретные действия..."

Правоохранительные органы очень пекутся об имидже. Даже переименование из милиции в полицию устроили, лишь бы сформировать в массах новый, позитивный образ сотрудника МВД. Но стоит лишь какому-то человеку в погонах случайно или специально пустить себе пулю в голову, как истинное отношение граждан к стражам правопорядка начинает лезть изо всех щелей. И оно, мягко говоря, отрицательное. Нетрудно представить, почему так происходит.

В Энгельсском районе произошла трагедия — на дачном участке был обнаружен начальник бюро специальных технических мероприятий ГУ МВД России по Саратовской области Андрей Нестеренко. С простреленной головой. Врачи пытались спасти ему жизнь, но ничего не вышло. Сейчас следователи разбираются в причинах случившегося — был ли выстрел произведен по неосторожности или же намеренно. 

Между тем на форумах к новостям об этом ЧП читатели принялись выдвигать свои, зачастую нелестные версии. Родственникам погибшего даже пришлось обращаться в СМИ с просьбой разместить информацию о том, что недопустимо делать преждевременные выводы по факту произошедшего. И это, надо сказать, лишь раззадорило наблюдателей.

Отбиваясь от нападок критиков, люди, которые сочувствуют полицейским, порой выдвигают один и тот же аргумент. И не только в этом конкретном случае. Мол, вы здесь хаете стражей правопорядка, а произойди что — сразу со слезами на глазах к ним побежите. Станете просить о помощи. Ведь только они могут защитить ваши жизни и ваше здоровье в критической ситуации.

Не исключено, что негатив в отношении полицейских накапливается в обществе как раз из-за того, что схема эта работает далеко не всегда. Фраза от имени правоохранителей: "Кто еще защитит, если не мы?" — звучит довольно привлекательно, но едва ли является официальным слоганом силового ведомства. Тут скорее напрашивается: "Приходите, когда прибьют". И уж не знаю, отчего так происходит — из-за законодательных пробелов или отсутствия профессионализма, из-за кадрового голода или непомерных аппетитов… Или из-за всего вместе взятого.

Вот, например, есть реальная угроза жизни и здоровью многих саратовцев — распоясавшиеся представители коллекторских агентств, которые, похоже, почувствовали полнейшую безнаказанность. Слоняются по городу в масках и с оружием, поджигают постройки, покрывают похабными надписями и угрозами движимое и недвижимое имущество не только должников, но и всех, кто под горячую руку подвернется…

Один из последних случаев произошел в Ленинском районе Саратова на днях. Отморозки пришли требовать деньги с женщины, которая, как она сама заявляет, уже давно расплатилась по долгам. Они расстреляли из пневматики окна частного дома, а также подожгли ворота. 

Понятно, что напрямую предотвратить подобное можно, но сложно. Не выставишь же рядом с каждым домом должника по патрулю. Особенно учитывая, что в нынешних сложных условиях заемщиков, которые физически не могут своевременно вернуть деньги кредитной организации, становится все больше.

Но ведь можно противостоять коллекторскому беспределу и другими способами. Например, не закрывать глаза на существующую проблему и карать разошедшихся выбивателей долгов именем закона.

Для осознания таких, казалось бы, очевидных фактов руководству саратовской полиции понадобилось непростительно много времени. Более того, чтобы открыть глаза стражей правопорядка на происходящее, нам пришлось выпустить целый ряд публикаций, которые являлись официальными обращениями к руководству силовых структур региона.

Своеобразная просветительская работа была начата нашим изданием еще в феврале 2016 года. Мы собрали наиболее громкие случаи нападок со стороны коллекторов на жителей Саратова и попросили полицейских рассказать, что ими было сделано. Оказалось, что практически по всем происшествиям правоохранителями было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. 

Тогда наше издание обратилось к руководству регионального ГУ МВД, указав в статье под заголовком "Палец для генерала" на то, что коллекторы, пользуясь полнейшей безнаказанностью, продолжают противозаконную деятельность. И даже передают послания полицейским, показывая средний палец в камеры видеонаблюдения.

И вот, наконец, лед тронулся. Видимо, финансовые вышибалы все-таки задели своим пальцем ранимую полицейскую душу. Люди в погонах изучили публикацию нашего издания о восьми конкретных случаях нарушения закона со стороны выбивателей долгов. Начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Саратовской области Валерий Шитов сообщил нашему изданию, что в ходе проведения проверки факты, указанные в статье, подтвердились. "Сотрудникам УМВД России по городу Саратову даны конкретные указания на проведение дополнительной проверки по отказным материалам о неправомерных действиях сотрудников агентств по взысканию просроченной задолженности", — отметил г-н Шитов.

Конечно, о прорыве в борьбе с коллекторским беспределом мечтать еще рано, но, как говорится, признание наличия проблемы — это уже половина успеха в ее решении.

Но долг с ними, с коллекторами. Есть и другие свежие примеры взаимодействия правоохранительной системы с теми, кого она призвана защищать.

Вот в мае этого года в адрес одного из журналистов нашего издания поступили открытые угрозы физической расправы над ним. Автором этих угроз, по всей видимости, является один относительно известный муниципальный служащий из Балакова. Он, похоже, сильно обиделся на то, что журналисты выставили на всеобщее обозрение некоторые нелицеприятные факты о его деятельности.

Лишь спустя месяц после того, как корреспондент подал в компетентные органы заявление об угрозах, сотрудники решили опросить возможную жертву. Выяснилось, что они за все это время практически ничего не успели сделать. Не удалось даже найти того муниципального служащего. "Вас так и не избили? — как-то печально спросил полицейский у журналиста. — Ну тогда здесь нет состава никакого. Просто словесные угрозы. Вот если бы конкретные действия..."

Думаю, многим знакома подобная ситуация. Кажется, что люди в погонах просто физически устраняются от возможности предотвратить, все силы бросая на то, чтобы попытаться кого-то наказать постфактум. То есть для потенциальной жертвы зачастую такая замечательная организация оказывается слегка бесполезной. И если добавить ко всему этому многочисленные факты волокиты и нарушений при расследовании по все-таки возбужденным уголовным делам, то становится понятно, отчего отношение к стражу правопорядка в обществе не меняется годами. Будь он полицейский или милиционер.