В электронных паспортах технических средств (ПТС) могут появиться персональные данные автовладельцев. С таким предложением в правительство обратились АО "Электронный паспорт" (оператор системы электронных ПТС) и Российский союз автостраховщиков (РСА).
По мнению авторов инициативы, такая мера поможет избежать проблем с определением владельца при перепродаже автомобиля. Как пояснил глава АО "Электронный паспорт" Илья Минкин, действующий с 2006 года закон не обязывает граждан указывать в ПТС личную информацию.
Право собственности на автомобиль сейчас подтверждается с помощью бумажного ПТС, который изготавливается Госзнаком. После введения электронных паспортов подтверждающим документом станет договор купли-продажи. Такие договоры зачастую заключают в простой письменной форме, бумаги оформляются в автомагазинах и не содержат специальных элементов защиты – например, водяных знаков. Данные о владельце также подтверждает свидетельство о регистрации транспортного средства, но его, как и договор купли-продажи, несложно подделать.
"В случае вторичных продаж неясно: зачем нужен ЭПТС (электронный паспорт техсредства), если информации о собственнике он не несет. Здесь большое поле для махинаций", — считает адвокат движения "Свобода выбора" Сергей Радько.
Другим средством защиты сделок в этом случае могла бы стать их регистрация у нотариуса – подобная практика была распространена в России в 90-е годы.
Электронные ПТС содержат сведения о транспортном средстве, нарушениях ПДД, автостраховках, количестве аварий и другую информацию. Для персональных данных о собственнике имеется графа "дополнительные сведения", но заполнять её по действующим правилам не обязательно.
Напомним, переход на электронные паспорта транспортных средств должен был произойти в России с 1 июля 2017 года, но срок отодвинули на 1 июля 2018 года. Бумажные паспорта будут действовать вплоть до их замены на электронные.
Материалы по теме:
Продлен срок перехода на электронные паспорта транспортных средств в России
МВД разработало новые правила регистрации автомобилей
Государство отказалось отвечать за утечки личных данных граждан