За годы постсоветской истории чиновники, инвесторы и всякие проходимцы наобещали жителям Саратовской области "чудес до небес". Дмитрий Аяцков в бытность губернатором грезил идеей аэропорта на острове Казачий посреди Волги. Губернатор Павел Ипатов с командой грозили устроить саратовское экономическое чудо силами невероятного числа новых заводов и ведущих компаний мира. Когда область возглавил Валерий Радаев, некая бизнес-структура тут же возвестила о планах строительства на Зеленом острове супер-комплекса за миллиарды долларов с гостиницами, аквапарком, канатной дорогой и яхт-клубом.
Вот уже заканчивается второе десятилетие 21-го века, а Казачий и Зеленый острова пусты и инвесторов сюда одним саратовским калачом не заманишь. При этом потребность в конкретных функциональных зданиях у населения и бизнеса остается. Собрав недостающие для счастья сооружения в один список, мы получили следующее.
1. Пассажирский терминал / Новый саратовский аэропорт
Зачем
У субъекта Российской Федерации размером с Южную Корею и с населением под 2,5 миллиона человек в 21-м веке центральный аэропорт не может быть в таком скромном виде, в каком сейчас он действует в Саратове. Несмотря на разные проблемы, перекосы и уже сделанные ошибки, область была и остается большим регионом с действующей промышленностью, крупным аграрным комплексом и огромным потенциалом развития самых разных отраслей экономики, включая туризм.
Кризис не будет длиться вечно. Когда он закончится, потребность в мощном современном авиаузле, с возможностью удовлетворять растущие потребности населения и бизнеса, встанет еще более остро.
Когда
Губернатор Валерий Радаев на совещаниях регулярно уверяет всех, что полёты из нового саратовского аэропорта "Гагарин" начнутся в 2019 году. Так что ждать осталось вроде бы недолго.
2. Новый вокзал Саратова
Зачем
Нынешний вокзал соорудили на базе здания царской эпохи. В конце 1970-х была сделана капитальная реконструкция, которая обошлась в потерю исторического облика вокзала. Но к настоящему времени его "советский" вид морально и физически тоже устарел.
У Приволжской железной дороги есть обширные планы по реконструкции нашего транспортного узла. Уже известно, что руководство намерено модернизировать системы снабжения вокзала теплом и электричеством, оборудовать здание для доступа инвалидов, переделать интерьер, построить теплый наземный переход со сходами к платформам, удлинить пешеходный тоннель и установить лифты с эскалаторами. На завершающем этапе обновят платформы и фонари. По словам руководителя ПривЖД Сергея Альмеева, в этом году на строительство выделено 1,36 млрд рублей.
С тех пор, как массовые саратовские группы в соцсетях начали публиковать девятый вал фотографий старого Саратова, включая изображения вокзала до его превращения в коробку из стекла и бетона, горожане буквально прозрели. Теперь многие хотят видеть это здание исключительно в прежнем стиле - с множеством башенок и сложносочиненными кирпичными узорами.
Руководство дороги уловило общественные настроения, поэтому внешний вид вокзала тоже изменится. Судя по презентации Альмеева в декабре прошлого года, зданию грозит радикальная стилистическая перестройка. Вместо строго стеклянного фасада, как сейчас, ожидаются помпезные арки, пышные колонны и прочие приметы прошедших эпох. При этом на уже обнародованных иллюстрациях проект пока больше напоминает не старое саратовское здание, а вокзал Волгограда (яркий пример сталинского ампира).
Когда
Реконструкция вокзала пройдет в четыре этапа. Ожидается, что проектная подготовка завершится во втором полугодии 2018 года. В конце 2018-го - начале 2019-го стартуют строительные работы. А разрезать красную ленту в полностью обновленном здании железнодорожники обещают в 2021 году.
3. Выставочный центр
Зачем
Выставки, конференции и всевозможные форумы - признак здоровой бизнес-среды. В отсутствие специального здания местные организаторы долгое время проводят отраслевые выставки в здании саратовского Дворца спорта. Счастливы ли от этого спортсмены, не сообщается. Но ситуация странная. С одной стороны, власть, бизнес и общество то и дело сокрушаются о закате местного профессионального спорта. А с другой - постоянно отбирают у спортсменов и без того немногочисленные специальные здания под собственные мероприятия.
Часть форумов и выставок с относительно недавних пор стали устраивать в большом сборном белом шатре на Театральной площади. Но назвать это окончательным вариантом решения проблемы вряд ли кто-то рискнет. Все-таки, у временного сооружения есть не только плюсы, но и минусы. Да и тепло в Саратове лишь полгода.
Когда
Администрация области недавно утвердила список объектов, которые в этом году планирует отдать в концессию. То есть, привлечь таких инвесторов, которые смогут соорудить объект по заявленным властью параметрам и при этом реализовать свой коммерческий интерес за счет других возможностей проекта.
Один из объектов концессии - почти 23 гектара земли по Усть-Курдюмскому шоссе под здание конгресс-холла с выставочным залом. По условиям концессии инвестор должен будет построить в чистом поле выставочный зал площадью почти 4 тысячи метров и конгресс-холл площадью 5 тысяч кв. метров.
При всех плюсах подобного проекта пока остаются два больших вопроса. Что с транспортной доступностью этого делового центра? И сумеет ли такой объект, расположенный фактически за городом, сам себя окупить?
В любом случае, точные сроки открытия специального выставочного комплекса в Саратове пока предсказать невозможно.
4. Современный концертный зал
Зачем
В Саратове нет концертного зала, специально построенного для больших эстрадных концертов и зрелищ. Звезды поп-, рок- и всех остальных направлений массовой музыки, приезжая в Саратов, традиционно выступают в местных театрах. Но театрам свои залы нужны и самим. По этой причине в качестве эстрадной площадки в Саратове задействован цирк, а также ФОК "Звездный". Для самых аншлаговых концертов промоутеры еще используют ледовый дворец.
Отсутствие современного зала сковывает инициативы промоутеров (как местных, так и федеральных) и, вероятно, лишает саратовцев многих потенциально интересных событий.
Когда
Специальное здание для концертов и шоу, по всем признакам, в Саратове не построят никогда. Но остается еще такой невостребованный ресурс, как дворцы культуры, которые достались Саратову от советской эпохи. Только в Ленинском районе их прежде было пять. Еще столько же — в остальных районах города. В половине случаев театрально-концертные залы в этих зданиях уже уничтожены (перестроены, переделаны, разделены на несколько помещений и т. п.). Остальные потенциально остаются подходящими площадками для шоу-бизнеса.
Если чиновники города и области, отвечающие за развитие культуры, наконец, вспомнят о своих обязанностях и постараются найти для таких залов и зданий новых собственников или инвесторов, то концертная афиша Саратова может стать намного интереснее.
5. Дворец водных видов спорта
Зачем
В 2012 году на Олимпийских Играх в Лондоне триумфально выступил саратовский прыгун в воду Илья Захаров. После этого чиновники были вынуждены признать, что у этой победы есть привкус горечи, поскольку местным спортсменам готовиться к таким соревнованиям попросту негде. Тут же были сделаны громкие заявления о том, что в городе будет построен не просто новый большой бассейн, а целый Дворец водных видов спорта.
Камень в основание торжественно заложили, проект нарисовали, фундамент вырыли - дальше всё встало. При этом на проект из бюджетов разной степени принадлежности уже успели потратить 111 миллионов рублей.
В 2016 году возникла идея отдать дворец в концессию. По проекту соглашения предполагалось, что концессионер построит два объекта - сам Дворец (170 тысяч кв.метров, 3 бассейна) и аквапарк, за счет которого отобьет свои затраты на возведение спортивного объекта.
Концессию отдали ООО "Тверская концессионная компания". Она даже успела выпустить под проект саратовского Дворца облигации на 8,5 миллиардов рублей. Но в прошлом году выяснилось, что график работ сорван, и соглашение расторгли. Сейчас объект, проект и земельный участок находятся в собственности Саратовской области.
Когда
В феврале правительство России выделило 3,7 млрд рублей субсидий на строительство спортобъектов, не вошедших в соответствующую федеральную целевую программу. В перечень включили и наш будущий водный Дворец. Ему перепало 60 миллионов рублей. Для понимания ситуации: сметная стоимость объекта в ценах 2017 года - 1 миллиард 294 миллиона рублей.
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин на недавней встрече с жителями поселка Солнечный-2 заявил, что водный дворец в Саратове должны будут достроить "в течение трех лет", "минимальный срок — два года". На какие деньги это произойдет, пока не ясно.
6. Аквапарк
Зачем
С тех пор, как у соседей в Самаре очень давно открылся большой аквапарк, там побывали многие саратовцы. И сразу поняли, что Саратову такое тоже чрезвычайно необходимо. Но пока дорога к нему напоминает "кладбище обещаний".
В 2007 году центр водных развлечений начинала строить в Саратове компания из Екатеринбурга. Затем были заявлены проекты аквапарка "Тортуга" в районе Шумейки, аквапарка в Солнечном-2 с инвесторами из Самары, аквапарка в составе развлекательного мегапарка "Гагаринский" на землях НИИ сельского хозяйства Юго-Востока и аквапарка в рамках концессии на Дворец водных видов спорта (см.выше). Ни один из них так и не был построен.
Когда
Теперь региональные чиновники надеются, что аквапарк в Саратове запустит тот же инвестор, который уже возвел самый крупный на сегодняшний день в России (и четвертый по величине в Европе) водный центр развлечений в Новосибирске. Короче, самые оптимистичные уже могут начать запасаться купальниками.
7. Торговый центр IKEA
Зачем
Саратовские потребители давно ждут гипермаркет IKEA. Ждали его и местные производители, поскольку эта компания заказывает много продукции у заводов в тех странах и регионах, где работает.
Какое-то время перспектива заполучить торговый центр со знаменитой вывеской в Саратове казалась совершенно реальной. Летом 2005-го губернатор Павел Ипатов и представитель компании Карл-Горан Ниберг даже подписали соглашение и заложили камень в основание будущего ТЦ неподалеку от моста в Пристанном. Планировалось, что на обустройство магазина площадью 140 тысяч метров международный гигант потратит 100 миллионов долларов. Это сулило Саратовской области 2,5 тысячи новых рабочих мест, налоги и толпы счастливых покупателей. Но потом "что-то пошло не так" и строить ТЦ не стали.
Какое-то время анонсировались намерения открыть "Икею" на территории бывшего авизавода. Затем говорили про поиск подходящего участка в центре города. Но и эти планы в итоге накрылись медным тазом саратовских и российских особенностей бизнес-среды.
Когда
В последние несколько лет в новостях встречались упоминания о том, что "Икея" якобы до конца не раздумала строить свой магазин в Саратове. Но министр экономического развития области Владимир Пожаров несколько лет назад выразил сомнение в том, что это вообще возможно. Так что на появление здесь "Икеи" надеяться на всякий случай не стоит.
8. Премиальная гостиница под управлением международного бренда
Зачем
Судя по популярным сайтам-каталогам, число действующих гостиниц в Саратове превышает полсотни. При этом ни одного отеля известных международных и даже российских гостиничных сетей в городе до сих пор нет. Хотя у ближайших соседей (в Самаре, Волгограде, Ульяновске и т. п.) давно действуют отели Marriott, Radisson, Hilton, Holiday Inn и т.п.
Саратову выгоден и даже необходим приход международных гостиничных операторов. Главная причина — это стандарты качества и работы персонала, которые такие сети приносят с собой. Появление здесь даже одной гостиницы всемирно известного бренда позитивно повлияет на местный рынок в целом. Кроме того, в отелях высокого класса всегда проходит множество бизнес-мероприятий. А их рестораны нередко задают планку качества для всех остальных, поскольку международные сети могут позволить себе приглашать высококлассных поваров-гастролеров.
Когда
После того, как губернатор Радаев в 2015 году съездил на экономический форум в Сочи, в новостях появились сообщения о том, что в Саратове может прийти гостиничный оператор Hilton. Но он не пришел. О новых намерениях инвесторов в этой сфере ничего не слышно. Кризис способен заморозить ситуацию на долгие годы.
9. Музейно-туристический комплекс на месте приземления Гагарина
Зачем
12 апреля уже без малого 60 лет подряд саратовцы обычно восхищаются: какой, мол, шикарный подарок сделала нашей губернии Судьба в 1961 году! Ведь Гагарин мог вернуться из своего полёта в любое место планеты, а приземлился возле села Смеловка Энгельсского района Саратовской области.
С идеей возведения на этом месте всевозможных сооружений в разные годы выступали самые разные лица и организации.
По легенде, в конце 1960-х первый секретарь обкома Алексей Шибаев, воспользовавшись приездом в область члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова, представил партийному боссу смету расходов на строительство рядом с памятным местом музея и гостиницы. Услышав, что проект обойдется в 17 миллионов рублей, Суслов, говорят, изменился в лице и категорично ответил: "Считайте, что вы сэкономили эти деньги для страны".
В начале 1990-х была идея устроить возле Смеловки российско-американский комплекс космонавтики и рекреационный центр с сероводородными источниками.
12 апреля 2001 года, на 40-летие полета Гагарина на месте приземления был заложен камень в основание будущего супер-комплекса под названием "Саратов – Дом космонавтики мира". Руководитель одной из саратовских компаний Владимир Рябуха совместно с архитектором Борисом Донецким разрабатывали его несколько лет. В рамках проекта возле села Смеловка должны были появиться монумент в виде эллипса высотой 108 метров (по числу минут, которые Гагарин провел в космосе), Конгресс-центр, Музей космонавтики и гостиницы. А еще - линия скоростного транспорта на подвесных вантовых мостах, катера на водной подушке и много чего другого. Были готовы проекты, чертежи и макеты всех зданий, документация под них и даже проведены геодезические исследования. Но проект не был реализован.
10 лет назад, уже при губернаторе Ипатове, был обнародован другой проект - "Интеркосмос". С музеем, амфитеатром на 10 тысяч зрителей, тренировочными залами для школы юных космонавтов, конгресс-холлом и гостиницей. На берегу Волги предлагалось обустроить стоянку для теплоходов, а от нее до мемориала соорудить монорельсовую дорогу. И тоже были презентации, детальные макеты и горячее одобрение разных людей, включая космонавтов. Но тоже "не полетело".
В любой развитой стране место прибытия первого космонавта Земли давно стало бы зоной притяжения толп со всего света. С соответствующими прибылями для местного бизнеса, рабочими местами и налогами в бюджеты.
В нашем случае у этого места есть целый ряд и других преимуществ. В их числе - природные сероводородные источники, остатки поселения XVII-XIV века до нашей эры, близость Волги и самые разнообразные природные ландшафты.
На такой шикарной базе можно развивать любые виды туризма, от событийного и лечебного до музейного и спортивного. Но все мега-проекты на гагаринском поле пока так и не вышли из стадии намерений.
Когда
В последние годы разговоры о том, чтобы устроить там что-то грандиозное, как-то сами собой прекратились. Власть строить ничего не собирается, поскольку у нее и без того забот хватает. Принципиально новых идей за последние годы не появилось, а прежние, похоже, заброшены. Так что скорее уж американец Илон Маск с партнерами пророют с "той стороны" земного шара к месту приземления Гагарина туннель для сверхскоростного пассажирского транспорта, чем местный бизнес раскочегарится для того, чтобы построить что-то важное, интересное и полезное в этой точке Саратовской области.