Правительство хочет запретить продавать подержанные автомобили "из рук в руки"

Министерство промышленности и торговли разрабатывает систему продажи подержанных автомобилей на аукционах. Проект будет реализовываться под контролем специальной рабочей группы в правительстве (НТИ "Автонет"). Законодательная база будет прорабатываться после того, как система будет готова.

"Вся инициатива этого проекта сводится к тому, чтобы вывести на рынок новые услуги. И автоаукционная деятельность в этом контексте получается принципиально новым продуктом, речь идет о вторичном рынке продажи автомобилей", - рассказал "Известиям" источник в Минпромторге.

Предполагается, что в случае реализации системы должны исчезнуть все продажи подержанных автомобилей "из рук в руки" и при помощи частников-перекупщиков. Основная идея проекта заключается в том, что граждане, желающие продать свой личный автомобиль, должны будут использовать электронную аукционную платформу. Там товар купят дилеры со специальным государственным сертификатом. А затем машину уже можно будет купить у автодилера. В результате государство будет автоматически начислять налог при продаже автомобиля.

Сейчас оборот рынка автомобилей с пробегом оценивается в 3 трлн рублей, до 80% сделок на нем проходят "из рук в руки" и без налоговых отчислений. Благодаря внедрению автоаукционной системы государство планирует получать доход в виде налогов от 20 млрд рублей в год.

В НТИ "Автонет" рассказали, что у системы есть много "плюсов". Среди них: улучшение экологической ситуации благодаря контролю за техсостоянием машин, выход рынка подержанных автомобилей "из тени" и так далее. Для простых граждан выгода будет в том, что они будут знать "прозрачную" рыночную цену автомобиля, совершать удобную и безопасную сделку с официальным дилером вместо "рискованной трансакции с неизвестным человеком".

При разработке проекта правительство опирается на опыт Японии, где граждане могут продавать свои автомобили только на аукционах. В торгах принимают участие только официальные дилеры, которые должны платить ежегодный аукционный взнос. Хозяин автомобиля изначально устанавливает предельную цену, которая его может устроить. Победителем считается тот дилер, который предложит наиболее выгодную цену. Если хозяина не устраивает предложенная цена, то он может отказаться от продажи авто.

Президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Моисеев выразил мнение, что если в России внедрят японский вариант автоаукционов, то это ухудшит конкуренцию на рынке подержанных автомобилей. Он считает, что у собственника должен быть выбор, где продать машину — самостоятельно, через дилера или через аукцион.

Напомним, что по данным автоэкспертов, с начала 2018 года в России значительно вырос рынок подержанных автомобилей — до 77,6%. Сделки с б/у машинами проходят в 3,5 раза чаще, чем с новым. Россияне стали чаще покупать подержанные мотоциклы и люксовые авто. При этом правительство уже высказало намерение упростить покупку и продажу вторичных автомобилей. С 2019 года всю информацию о юридической чистоте транспорта можно будет получить на портале госуслуг.

Источник: "Известия"