Первый кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобы двух сотрудников ППС — Дмитрия Никонорова и Александра Каржова, а также УМВД по городу Саратову. Они пытались обжаловать решение Октябрьского районного суда и апелляционное определение Саратовского областного суда. Ранее первая и вторая инстанции отказали стражам правопорядка в удовлетворении требований об удалении их изображений с сайта нашего издания и компенсации морального вреда.
Напомним, законную профессиональную деятельность Каржова и Никонорова снял на камеру мобильного телефона саратовский фермер Александр Кузовкин. Этого мужчину сотрудники ППС задерживали возле Крытого рынка за появление в общественном месте без маски. Видео Кузовкин предоставил нашему изданию, оно выложено в материале по ссылке.
После опубликования этого видео полицейские заявили, что не давали разрешения на тиражирование записи. Якобы у обоих стали болеть головы, их стала мучить бессонница. Более того, ни Каржов, ни Никоноров больше не могли в полной мере исполнять свои обязанности. А всё от того, что «стали узнаваемыми на улицах города, отчего стали ощущать сковывание и дискомфорт».
В связи с этим стражи правопорядка обратились в Октябрьский районный суд. Они потребовали с Кузовкина компенсацию за свои ночные (и дневные) страдания — по 50 тысяч рублей. А наше издание намеревались заставить удалить спорное видео.
Начальник правового отделения УМВД по городу Саратову Светлана Вдовина в суде призналась, что в её отделении рассказали Каржову и Никонорову о том, какие они испытывают страдания от публикации видео, а также помогали готовить им идентичные иски.
«Мы считаем, что в случае отказа сотрудников полиции на размещение их изображения, никто не может размещать их изображение. Вне зависимости от того, законно они действуют или нет», — заявила она в суде.
Тогда адвокат Елена Сергун, представлявшая интересы ИА «Версия-Саратов», предположила, что полицейское руководство может пытаться создать прецедент для незаконного ограничения конституционного права граждан на доступ к информации.
«Если любой сотрудник полиции при исполнении будет выкрикивать: „Я запрещаю выкладывать моё изображение в интернет“, то таким образом будут созданы условия для нарушения прав граждан», — подчеркнула Сергун.
Районный суд в полном объёме отказал в удовлетворении исковых требований полицейских.
Тогда они обратились в Саратовский областной суд с апелляционными жалобами. Там уже указали, что переживают не только из-за головных болей, бессонницы и дискомфорта. Было заявлено, что они борются за имидж и авторитет всего МВД России.
Апелляционная инстанция также отказала стражам правопорядка в удовлетворении их требований.
Полицейские пошли дальше. В августе 2021 года стало известно о трёх жалобах, поступивших в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Тут, к обычному набору доводов, добавился весьма экзотический.
«Своими умышленными действиями ответчики допустили возможность неограниченному кругу пользователей интернета высказывать публично своё субъективное мнение», — говорится в кассационных жалобах Никонорова, Каржова и УМВД.
В итоге суд принял к рассмотрению лишь жалобу управления полиции. Документы, поданные полицейскими, служители Фемиды возвратили из-за нарушений, допущенных при их подаче.
Изучив материалы дела, судья Гульнара Акчурина приняла решение: жалобу оставить без удовлетворения, судебные акты — без изменения. Намерены ли полицейские идти дальше — в Верховный суд России или же в Европейский суд по правам человека — пока неизвестно.