В 2024 году Саратовским областным судом было принято ещё одно решение об исключении исторического здания из списка выявленных объектов культурного наследия. Ранее с 2018 по 2023 годы через суд прошли десятки исков, которые обернулись для выявленных ОКН исключением, а позже для некоторых и сносом.
Всего за этот период было исключено как минимум 134 выявленных памятника. В этом году решение пока принято только по одному адресу, но снова, как и в предыдущие шесть лет, комитет культурного наследия во главе с министром Владимиром Мухиным не предпринял активных мер по отстаиванию своей позиции.
Речь идет о доме № 3 по улице Ленина в Балашове. В списке выявленных объектов культурного наследия он числился как административное здание 1950 года постройки. В нем последние 10 лет располагается МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Созвездие» города Балашова. Это административное здание в центральной части города рядом с кинотеатром «Победа», городским парком и набережной Хопра, построенное с элементами классицизма.
Здание с 2001 года числилось в списке выявленных ОКН. Его собственником является администрация Балашовского района. Муниципальных чиновников можно понять, отсутствие статуса памятника значительно упрощает процедуры по ремонту и содержанию здания. Хотя даже когда дом № 3 был выявленным ОКН, районная администрация отлично отремонтировала фасад, здание стало настоящим украшением центра города.
А вот действия (или бездействие?) министра Мухина и его подчиненных вызывают вопросы. В суде комитет занял уже привычную пассивную позицию. На иск были поданы письменные возражения об исключении дома из списка, но это стандартные фразы, которые использовались во всех аналогичных делах. И, как всегда, решение областного суда не было обжаловано.
В данном случае закрадывается подозрение, что министр Мухин мог намеренно закрыть глаза на иск и пойти на поводу балашовской администрации. Понятно, что если здание приобретет статус памятника архитектуры, то это принесет только головную боль местным властям. А в обычном статусе чиновники могут распоряжаться муниципальным имуществом по своему усмотрению. Захотят — перекрасят, захотят — заложат в банке ради открытия кредитной линии, захотят — продадут.
В Саратове в государственный реестр включены здания даже более поздних годов постройки в схожем архитектурном стиле. К примеру, «Здание административное Сталинского райисполкома, 1954–1958 годов», где сейчас располагается администрация Заводского района, включено в реестр как памятник местного значения. Но здание в Балашове, которое ничуть не уступает в архитектурном плане, теперь вывели из-под государственной охраны.
Отметим, что комитет, который сейчас возглавляет Мухин, очень медленно проводит работу по проведению историко-культурных экспертиз выявленных ОКН. В год делается всего несколько десятков, тогда как в очереди — сотни объектов, многие из которых могут не дождаться экспертной оценки, как это было со 135 историческими зданиями, которые уже вывели из числа выявленных. Бездействие комитета во главе с министром Мухиным в настоящее время даже является предметом судебного разбирательства.
Дело касается дома № 31 по улице Аткарской. Жители потребовали признать незаконным бездействие чиновников по проведению государственной историко-культурной экспертизы. При первом рассмотрении дела жителям и предпринимателям удалось доказать, что за 22 года, в течение которых дом был выявленным объектом культурного наследия, чиновники так и не удосужились провести экспертизу на предмет включения его в реестр памятников. Судья Роман Рыбаков согласился с доводами истцов.
«Доказательств принятия мер по проведению государственной историко-культурной экспертизы административным ответчиком суду не предоставлено. Исходя из этого, суд считает необходимым признать незаконным бездействие комитета культурного наследия Саратовской области по проведению государственной историко-культурной экспертизы и обязать его организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы», — говорилось в решении суда.
Из-за того, что при рассмотрении дела не была привлечена администрация Кировского района, решение не вступало в силу, а областной суд отправил дело на новое рассмотрение.
В прошлом году Мухин обещал депутатам областной думы, что будет пересмотрен подход к финансированию работ по экспертизе выявленных памятников. Приоритет будет сделан именно в пользу них, чтобы закончить работу за два-три года. Но работа всё ещё продвигается очень медленно, выявленные памятники, не дожидаясь экспертной оценки, исключаются из списка. На бездействие Мухина в этом вопросе уже давно пора обратить внимание как надзорным органам, так и губернатору Роману Бусаргину.