Популярный российский блогер Илья Варламов в своем блоге в LiveJournal высказался о судьбе трамваев в российских городах. По его мнению, в некоторых из них, например, в Саратове, трамваи обречены.
Блогер отмечает, что в марте в крупных российских городах произошло сразу несколько ЧП с самым экологически чистым транспортом. В Твери вагоны не ходят с конца прошлого года из-за аварийного состояния путей, причем руководство нашло деньги на их демонтаж вместо ремонта. В Новокузнецке хотят заасфальтировать трамвайные пути на главном проспекте. В Казани за полгода сгорело три новых трамвая стоимостью примерно 150 миллионов рублей.
Отметим, что в Саратове также сгорел один из трамвайных вагонов, закупленных в 2010 году. А маршрут № 5 собираются закрыть из-за аварийного состояния рельсов. При этом власти продолжают фантазировать о проекте скоростного трамвая, но о реальных шагах в этом направлении пока не слышно.
Варламов объясняет проблемы с трамваями в российских городах недальновидностью чиновников, которые не хотят поступать стратегически, а сосредоточены на сиюминутном решении проблем.
«Почему трамваи эффективны даже в небольших европейских городах, но в России они превращаются в гробы на колёсах посреди пробки? Ответ и прост, и сложен: система живёт одним годом, поэтому легче и проще купить пару ПАЗиков, чем следить за рельсами, вагонами, контактной сетью и подстанциями. У большинства городов даже нет документов транспортного планирования, где описывались бы общие цели и шаги на несколько лет вперёд. Поэтому трамваи Саратова, Твери и многих других городов спасти, скорее всего, не получится: система слишком невежественна к чему-либо, что сложнее маршрутки», — делает вывод топовый блогер.
В противовес он приводит европейские города. В Праге до сих пор отлично работают старые «Татры», за которыми следят, ремонтируют, поэтому они не сгорают посреди улицы. В Европе понимают, что новые трамваи стоят дорого, поэтому проще следить за уже купленными вагонами, предположил Варламов.
«Наше положение сейчас очень похоже на ситуацию с трамваями в Европе и США в 1960-х годах: тогда их массово убирали из-за недальновидности и веры в светлое автомобильное будущее, а сейчас возвращают обратно. Цена двойной работы — десятикратная переплата, выкуп земли, неудобство от реконструкций, поиск персонала с нуля и долгая работа с жителями. Мы вполне могли бы избежать такого и сэкономить миллиарды рублей в будущем, но учиться на чужих ошибках у нас не принято, Минтрансу же намного приятнее вообще не замечать проблемы. Не бедность, а варварство убивает наши города, просто трамвай не выдерживает первым», — делает печальные выводы Варламов.